|
"Ребенок
и его мир"
Есть
родители, которым кажется, что в первые месяцы главная их забота-
прибавление веса ребенка, изменение его роста. Какая
ошибка! Очень скоро малыш, лежа на животе, начнет поднимать головку,
внимательно разглядывая всевозможные предметы. В эти недолгие промежутки
между сном старайтесь беседовать с ребенком. Пусть он привыкает
к вашему голосу и в те минуты, когда вы его моете, пеленаете.
"Почему
мой мальчик плачет?" - наверное, вы не раз слышали в ответ:
"Значит, будет хорошим певцом!" увы, этот ответ ничего
не объясняет. Одно можно сказать определенно: первый крик новорожденного
- безусловный рефлекс. Ребенок приходит в наш мир из материнского
тела, отделяется от системы кровообращения матери, и его кожа впервые
подвергается действию внешней среды. Каждый из нас, попадая под
холодный душ, поневоле начинает часто и глубоко дышать. Так же поступает
и ребенок. От этого его легкие расправляются, и раздается первый
крик. Некоторое время крик остается единственной реакцией на все
неприятные ощущения: когда хочется есть, когда пеленка мокрая...
Вначале
крик малыша во всех случаях одинаков, врачи называют его "криком
недовольства". Но проходит недель пять, и по тому, как плачет
младенец, мать начинает различать: ощущает ли он какие-нибудь неудобства
или просто хочет есть. При недовольстве первые звуки, как правило,
жесткие и приглушенные; если ребенок радуется, они куда мягче. Словом,
крик становится как бы определенным сигналом. Мать уже может "расшифровать"
его.
Есть
дети, которые невероятно много кричат в первые месяцы. Огорчаться
не надо: крик для новорожденного - нормальное явление, единственная
форма самовыражения, на которую он пока способен. Конечно, если
младенец кричит слишком громко и слишком часто, надо посоветоваться
с врачом.
"Гу
- гу-гу", "агу, агу" -вот первые звукосочетания,
которые издает ребенок, хотя вначале различимы только отдельные
звуки. Вскоре звуковые "конструкции" усложняются. Мы слышим
не просто "гу, гу, гу", но и "нгрр, нгрр", и
"ангра", и "амма", и тому подобное. Звуки повторяются,
причем ударение всегда падает на последний слог.
При
гуканье ребенок слышит самого себя, поэтому он повторяет звуки снова
и снова. Процесс такого "говорения" у грудных детей, слушание
самих себя и повторное произнесение звуков превращается подчас в
длительную "беседу". Если много раз произносить односложные
звукосочетания, ребенок вскоре начнет с удовольствием отвечать на
них, пытаясь имитировать эти слоги.
СО
ВТОРОГО ПО ПЯТЫЙ МЕСЯЦ жизни малыш с наслаждением шевелит ручками,
следит за движущимися предметами, поворачивает головку в направлении
источника звука. Потом он начинает играть собственными руками и
пальчиками. Вскоре
ему уже можно дать игрушку. Она должна привлекать яркими веселыми
красками, не быть слишком маленькой, хорошо и легко мыться.
Уже
в три месяца малыш может поднимать головку и поворачивать ее в стороны.
Особенно ловко он проделывает это в первые мгновения после того,
как его положат на животик. Ну а в положении на спине трехмесячный
малыш тоже самостоятельно поднимает головку, хотя и не так уверенно.
К шести месяцам он уже легко перекатывается со спины на живот, а
при поддержке может и сидеть.
ПРИМЕРНО
С ВОСЬМОГО месяца родители начинают замечать, что ребенок понимает
их речь, узнает отдельные, знакомые слова и реагирует на них. Это
можно почувствовать хотя бы по тому, как он улавливает в потоке
речи слова, обозначающие знакомые ему предметы, и поворачивает головку
в сторону говорящего. Надо только говорить медленно, а самое важное
слово выделять интонацией.
...Вы
показываете мяч и стараетесь употреблять название предмета в разных
предложениях:
- Это - мяч.
- Это красивый мяч.
- Дай мне мяч!
- Ну-ка, возьми мяч.
Слово
"мяч", повторяясь неоднократно, начинает ассоциироваться
в представлении ребенка с конкретным предметом. Чем
чаще мы станем ему показывать этот предмет, одновременно называя
его, тем прочнее будет связь. Полезно дать малышу потрогать предмет
обеими руками - тогда и ощущение таких свойств, как "круглый",
"гладкий", "легкий", приходит куда быстрее.
Еще
до того, как ребенок начал говорить, он уже понимает просьбы, обращенные
к нему, постепенно устанавливает связь между услышанными словами
и собственными действиями. Конечно же, следует показать малышу эти
действия. Когда мама просит: "Помаши ручкой!", она показывает,
как это делается.
В
этот период жизни ребенка слова взрослого становятся решающим средством
воздействия на его поведение. Например, за столом малыш все время
пытается залезть пальцами в тарелку. Маме следует очень четко произнести:
"Нельзя, нельзя", покачать головой и одновременно отвести
ручку ребенка от тарелки. В данном случае мы говорим о воспитании
правильных навыков в еде, но и во многих других ситуациях слово
"нельзя" станет словом-барьером.
Наступает
момент, когда ребенок произносит первое осмысленное слово. За ним
- второе, третье... Вначале эти слова близки к прежнему "гуканью"
и лепетанию, но, несмотря на всю свою краткость и усеченность, они
явно наполнены содержанием:
"Ам-ам"
(дайте поесть), "ти-та" (часы), "бяка" (грязно,
несъедобно). Животные на этом этапе жизни обозначаются звукосочетаниями
"ав-ав", "мяу-мяу", "му-му" и так
далее.
Ребенок
начинает повторять за взрослыми то, что слышит, не понимая вначале
смысла. Это так называемый язык-эхо. Иногда случается, что ребенок
не сразу повторяет услышанное им слово, интервал может длиться и
несколько дней. Словечки, которые он "выдает" в конце
концов, звучат забавно и мало напоминают исходный образец. Взрослым
не стоит повторять или тем более использовать в разговоре с ребенком
это усеченное или искаженное им слово. Напротив, слова следует говорить
правильно и как можно отчетливее, чтобы всегда был верный эталон.
В
трудных словах ребенок вначале произносит слог, стоящий под ударением
как наиболее запоминающийся. Скажем, слово "шоколад" он
произносит как "лада" или "лала", но если почаще
повторять это слово, малыш со временем освоит его. Только наберитесь
терпения, не заставляйте ребенка сразу говорить правильно- этим
вы все равно ничего не добьетесь.
Едва
малыш научился самостоятельно передвигаться, он открывает для себя
много нового. Он исследует все, что попадается на пути, сует в рот,
ощупывает, разбрасывает. Когда удается встретить что-либо особенно
интересное для себя, он громким криком выражает радость.
В
это время расширяются связи ребенка с членами семьи. Он уже узнает
своих братьев и сестер, он доволен, когда с ним играют.
Очень
полезно читать маленьким детям ритмические стихи вроде: "Сорока-ворона
кашку варила, детой кормила", водя пальчиком по ладони; или:
"Мы по хлопаем в ладошки, раз два-три, попляшите, наши ножки,
раз-два три" - при этом надо показать ребенку, как хлопают
в ладоши. Через некоторое время он и сам попытается делать то же
самое.
Вот
один из стишков, которые легко усваиваются детьми:
Поехали,
поехали
В
лес за орехами.
По
ровненькой дорожке,
По
кочкам! По кочкам!
В
ямку - бух!
Из
ямки - ух!
(Ребенка
держат на коленях, слегка покачивая; затем покачивания становятся
сильнее ("По кочкам!"). Со словами "В ямку - бух!"
колени раздвигают и ребенка как бы "роняют", подхватывая
на лету, - это доставляет ему массу удовольствия).
Когда
малышу исполнится год, он уже может вставать на ножки, может ходить,
держась за руку или самостоятельно. Речь взрослых он понимает настолько
хорошо, что выполняет многие просьбы и требования.
Немало
нового открывается ребенку во время прогулок. Он рассматривает предметы
со всех сторон, на ощупь постигает такие их свойства, как "мягкий",
"острый", "горячий"; они проходят "контроль
качества" у него во рту. Так что, дорогие-мамы, позаботьтесь,
чтобы все опасные предметы в домашнем хозяйстве, а также лекарства,
изделия бытовой химии, эссенции были хорошенько спрятаны от детей.
Папы! Не делайте вид, что вас это не касается! Проследите, чтобы
все рабочие инструменты, гвозди, кнопки были вне пределов досягаемости
малыша.
Запомните:
если ребенок, несмотря на принятые меры, ухитрился проглотить нечто
такое, что может быть опасным, не теряйте времени и вызовите врача!
Постарайтесь сохранить упаковку, этикетку от того вещества, которое
проглотил ребенок, чтобы показать врачу.
В
ПОЛТОРА ГОДА каждое слово ребенка, как правило, выражает желание,
требование, радость или недовольство. Говорить законченными предложениями
он еще не может, поэтому произносит знакомые ему, подчас сильно
измененные и усеченные слова с различными интонациями, приспосабливая
их к той или иной обстановке. Так, например, "ба" может
означать и "барабан", и "бороду", и "банан".
Как правило, родители хорошо понимают, что же волнует в данный момент
их любимца.
Примерно
с полутора лет вы замечаете, что ребенок хочет помочь вам по дому,
причем не только стоять рядом, а выполнять работу сам. Нередко дети
пробуют сами умываться и одеваться, приговаривая при этом:"Теперь
ляле-чулочки, теперь ляле - платьице".
Что
ж, в это время ребенок действительно уже может кое-что делать, только
наберитесь терпения. Даже если вы просто попросили его показать
свою ладошку, ребенку нужно некоторое время, чтобы "переварить"
просьбу, и лишь затем он выполнит ее. Ему нужно какое-то время
на "переключение". Сопровождая маму по квартире, когда
та убирает, ребенок многое постигает и многому учится. Малыш может
уже орудовать веником или помогать накрывать на стол.
Нет,
нет, еще не пришел возраст "почемучек", когда у родителей
голова идет кругом, особенно если пытаться ответить на все вопросы.
Поначалу ребенок лишь интересуется названием предметов, которые
он видит. С утра до вечера только и слышно: "Это?", "То?",
"А это?", "А то?". Он просит по нескольку раз
повторять название, то ли пытаясь определить, всегда ли предмет
так обозначается, то ли стараясь получше запомнить его.
Животные
обладают для малышей особой притягательной силой. Поэтому ничего
нет удивительного в том, что дети так любят подражать крикам различных
зверей. Не упускайте возможности познакомить малыша с теми животными,
которых он может встретить на улице.
Для
ребенка нет большего удовольствия, чем отвечать на ваши вопросы.
Вы можете спрашивать его о самом разном: где глаза или лапы у животного,
колеса или двери в машине... Не забудьте поговорить о форме и окраске
предмета; "Смотри, какой красивый мячик! А где еще мяч? Вот
он! Он тоже круглый? А что еще бывает круглым?". Как правило,
до трех лет дети не очень уверенно называют цвета, но нужно неустанно
показывать им различие окраски, снова и снова обращая внимание на
цвет; "Посмотри, какая красивая пожарная машина! Она красная,
как вон та крыша. Да и платьице у тебя тоже красное".
Книжки
с картинками для малышей часто содержат стихи. Вскоре после неоднократного
чтения ребенок заучит их и начнет "читать" стихи маме
вслух, радуясь, когда его за это похвалят. Малыш как бы невзначай,
между делом запоминает новые слова с правильным ударением. Бывает,
что в стихах встречаются повторяющиеся слоги, которые сами по себе
ничего не значат, например какое-нибудь "тру-ля-ля". Ничего
плохого тут нет, эти звукосочетания тоже способствуют развитию речи
ребенка. Дети гораздо лучше воспринимают рекомендации, которые выражены
в стихотворной форме типа:
Вилка,
ножик, спички, газ - Это, дети, не для вас.
Часто
приходится слышать: "Мамочка, почитай мне что-нибудь!"
Дети, независимо от возраста, очень любят, когда им читают. Только
не говорите, что вы заняты, что у вас нет времени! Прочесть ребенку
несколько стишков - дело пяти минут. Правда, ребенок не устает просить
прочесть ему снова и снова, пока не выучит стихотворение наизусть.
Первое предложение, произнесенное вашим ребенком вслух,-настоящий
скачок в его развитии. В этот период ребенок говорит о себе в третьем
лице, он еще не употребляет личного местоимения "я". Местоимения
появятся позже. А потом - и глаголы. Сначала их немного, они выступают
в неопределенной форме. "Что я делать? Где я играть?" - спрашивает
девочка двух с половиной лет.
Ребенку
подчас не хватает слов, чтобы обратить внимание взрослого на что-то
важное для него. В этих случаях малыш пытается описательно представить
предмет или действие. Скажем, Лена, ей два года и семь месяцев,
просит дать ей "вишенку с ниточками" - она забыла слово
"клубника". А черенок на яблоке она называет "костью".
Если
вы говорите с ребенком правильно и не спеша, то вскоре он сам сможет
правильно строить фразу, употребляя нужные грамматические формы.
Только помните: от вас требуется много терпения. Не следует постоянно
напоминать: "До чего же ты неправильно говоришь! Когда же ты
наконец научишься говорить по-человечески?" Это сделает малыша
боязливым и неуверенным.
К
трем годам ребенок уже может делиться своими впечатлениями от увиденного
и услышанного. Да и характер его вопросов тоже изменился - теперь
он пытается проникнуть в суть окружающих его явлений. Наряду с вопросом
"Что это?" появляется и знаменитое "Почему?".
Родители должны уметь слушать своего ребенка: ведь детям нужно немало
времени, чтобы облечь мысли в слова.
Нельзя
заставлять их говорить быстрее - это ничему не поможет, а скорее
затруднит процесс. Если малыш пытается рассказать про какую-то сложную
для него ситуацию, ваша помощь будет заключаться в заинтересованном
внимании, в том, что вы дадите ребенку спокойно высказаться.
Когда
малыш начинает употреблять длинные предложения, то нередко повторяет
слова. К примеру: "Ну и вот, ну и вот, зашли мы с мамой в магазин..."
Или: "А откуда люди знают, что луна, что луна, что луна круглая?"
Не следует волноваться: в данном случае повторы, хотя они и похожи
на заикание, лишь свидетельствуют о недостаточном овладении речью.
Ребенок знает, что он хочет сказать, его мысль уже сформировалась,
а вот слова и грамматические формы еще нужно подобрать.
К
концу третьего года жизни ребенок обрушивает на взрослых "водопад"
вопросов. Корней Чуковский как-то записал вопросы, которые задал
отцу четырехлетний мальчик за дев с половиной минуты:
-
А куда летит дым?
-
А медведи носят брошки?
-
А кто качает деревья?
-
А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?
-
А осьминог из икры вылупляется или он молокососный?
-
А куры бегают без калош?
Смогли
бы вы удовлетворить любознательность этого четырехлетнего человека?
Совсем
не просто ответить на все вопросы детей. И все же фраза: "Отстань,
ты еще мал, чтобы задавать такие вопросы" - самое негодное
прибежище. Ребенок хочет разобраться в том, чего не понимает, и
ему нужна ваша помощь. Взрослые, умерьте свое нетерпение! Подумайте,
как было бы печально, если бы ребенок совсем не задавал вопросов!
Это свидетельствовало бы о прекращении его умственного развития.
Вопросы ребенка говорят о его потребности разобраться в окружающем
мире. Именно таким путем он я приобретает новые знания.
"Мамочка,
откуда берутся маленькие дети?" Вам кажется, что вашу малышку
такие вопросы не интересуют... Не обольщайтесь - однажды вас обязательно
огорошат этим вопросом. И родители должны быть готовы к нему. Тогда
вам не придется прибегать к жалким уверткам, дескать, "после
узнаешь", либо, что еще хуже, к нелепым сказкам об аистах и
капусте. Для
родителей есть целый ряд хороших книг, которые помогают правдиво
и без отговорок ответить ребенку на подобные вопросы. Мы предлагаем
отрывок из книги Хайнца Грасселя "Скажешь ли ты это своему
ребенку?", где рассматриваются проблемы полового воспитания
детей. Примерно так могут ответить родители:
"Прежде
чем ребенок родится, он уже существует на свете, хотя мы его не
видим. Он живет в теле своей мамы. Сначала ребеночек такой маленький,
что не может ни крикнуть, если он захочет есть, ни побежать. Да
и есть он еще тоже не умеет. Он лежит хорошо защищенный, в тепле
и пищу получает от мамы. Только питание это необычное. Маленький
ребеночек получает питание через тонкую трубку. Он останется у мамы
в животе, пока не сможет сам пить, есть и кричать. А то, что ребенок
жив, можно даже почувствовать, ведь иногда он сильно бьет ножками
в стенки живота. Ты тоже брыкался, когда жил в теле у мамы, и мы
тогда узнали, что ты существуешь.
Конечно,
маме в это время нелегко, ведь она все время носит с собой маленькое
дитя и должна быть очень внимательной, чтобы не упасть. И ей нельзя
делать тяжелую работу. В это время папа и большие дети должны особенно
помогать маме.
А так как ребеночек в животе у мамы растет, то живот тоже увеличивается.
К таким женщинам всегда надо быть особенно внимательным и помогать
им".
Игрушки
и игра для детей - одно из средств познания мира. Это деятельность,
которая требует разнообразных умственных и физических способностей
ребенка. Игрушки и игры помогают развивать у детей органы чувств,
тренировать координацию движений, оказывают влияние на их духовное
развитие. Вот самый простой пример: мальчик хочет построить башню,
он пробует поставить друг на друга различные по цвету и по размеру
кубики. Тренируется его зрение, так как мальчику надо выбрать из
всего многообразия строительных материалов кубики необходимого цвета
и размера; даже слух участвует в игре, ведь именно на слух ребенок
воспринимает шум падающего строения. А аккуратная установка кубиков
друг на друга требует уже значительной координации движений. Постепенно
ребенок начинает понимать, что башня будет стоять прочно лишь в
том случае, если на кубики большего размера укладываются меньшие,
а не наоборот. При повторном "строительстве" он учитывает
приобретенный опыт, а это уже новый этап в умственном развитии.
|
|