|
Ложка
или соска?
К пяти-шести месяцам, когда
ребенок начинает получать прикорм, со всей остротой встает вопрос:
как кормить - из соски или ложки? Из соски, конечно, проще, с ней
нет хлопот. И, тем не менее, в последнее время все чаще раздаются
голоса, осуждающие этот традиционный способ кормления.
Действительно,
против использования соски можно выдвинуть весьма серьезные доводы.
Приучить к ней малыша легко, а отучить-трудно. Кормление через соску
обусловливает консистенцию пищи, а значит, ее состав. Вот нередко
и получается, что ребенок, которому давно пора есть творог, овощные
пюре, протертое мясо, все еще питается молочными смесями да жидкими
кашами. Урон для здоровья, конечно, существенный.
С
другой стороны, решительные молодые мамы, с самого начала отвергнувшие
соску, знают, как трудно бывает подчас накормить грудного ребенка
с ложки, особенно если он болен, устал, раскапризничался.
Так
чему же все-таки отдать предпочтение - соске или ложке? Ответ, оказывается,
не так прост и отнюдь не однозначен.
Если
взглянуть на проблему (а это действительно проблема!) глазами физиолога,
придется вернуться к самым ее истокам - к сущности сосательного
рефлекса. Этот рефлекс формируется у ребенка еще в период внутриутробного
развития. Оно
и понятно: питание - главная гарантия жизни, и с первых минут существования
надо уметь добывать себе пищу из материнской груди. Вероятно, именно
в силу жизненной необходимости сосания этот рефлекс становится доминантным,
обладая способностью тормозить другие реакции.
У
ребенка, несомненно, есть некая потребность сосать, которая не исчерпывается
насыщением. Уже вполне сытый, он продолжает чмокать губами, сосет
как бы "вхолостую", автоматически, постепенно расслабляясь
и засыпая.
Несколько
упрощая, можно сказать, что экономная природа, запрограммировав
сосательный рефлекс, дала ему, кроме основного, еще одно, добавочное
назначение. Сосательные движения тормозят двигательную активность,
гасят отрицательные эмоции, становятся своего рода физиологическим
снотворным.
Опыт
давно уже подсказал, что эту особенность можно использовать. Так
родилась соска-пустышка-та самая пустышка, против которой существует
много возражений, которую одно время упорно изгоняли и которая все-таки
оказалась очень живучей.
Так
нужна пустышка или не нужна? Стоит или не стоит накладывать на нее
строгий запрет? Расскажем об одном научном исследовании, которое
поможет ответить на этот вопрос.
У
новорожденных детей одновременно записывали деятельность сердца,
биотоки мозга, двигательную активность глаз, мышц, частоту дыхания.
Что показали эти полиграммы?
...Малыш
только что отнят от груди. Он плачет, беспорядочно двигает ручками
и ножками, и даже личико его все время в движении - он морщит лоб,
хмурит брови, кривит губы, высовывает язычок, точно ищет материнский
сосок. Наконец он устает и начинает засыпать. Однако самописцы приборов
все еще вычерчивают беспрерывные, хаотические зигзаги, регистрируя
частое, неритмичное дыхание, частое сердцебиение, движения мышц.
Но
вот ребенку дали пустышку. Он мгновенно начинает сосать. Полиграмма
теперь выглядит несколько иначе: почти улеглись бурные волны мышечных
движений, спокойнее становится сердцебиение, ритмичнее дыхание.
Малыш
заснул, но сон еще поверхностный, неглубокий. Стоит забрать пустышку-и
снова кривится личико, двигаются ручки и ножки, а самописцы приборов
чертят мелкие, быстрые зигзаги.
Исследователь
пробует другой вариант: оставить пустышку до тех пор, пока не наступит
глубокий сон. Теперь лишение пустышки не отражается на показателях
полиграммы.
Результаты
этих исследований показывают, когда целесообразно давать пустышку
ребенку.
Здоровый,
энергичный ребенок, высосав положенную порцию, начинает пассивно
делать сосательные движения и через несколько минут крепко засыпает.
Зачем ему пустышка? Природный "усыпляющий" механизм сработал
безотказно, и остается только осторожно уложить ребенка в кроватку.
Но
все дети разные. Другой тоже сыт, но быстро расслабиться, успокоиться
не может: вскидывает ручки, плачет, морщится. Взрослый, пожалуй,
сказал бы о таком состоянии: "Очень хочется спать, а уснуть
не удается". Вот такому малышу поможет пустышка. Сосательные
движения затормозят двигательную активность, мышцы расслабятся,
наступит глубокий сон. Пустышка выпадет изо рта. И хорошо: она больше
не нужна.
Но
если сон стал прерывистым задолго до следующего кормления, можно
снова воспользоваться пустышкой.
Когда малыш просыпается перед самым кормлением, его беспокойство
естественно - подвигаться, размяться ему необходимо. Поэтому
на время пеленания, туалета, подготовки к кормлению давать пустышку,
тормозить активность ребенка ни к чему.
Чем
старше ребенок, тем больше промежутки активного бодрствования. Уже
на втором месяце он не засыпает сразу после кормления, а, одетый
в ползунки и кофточку, оживленно двигает ручками и ножками.
В
этот момент он не откажется и от пустышки, но давать ее не следует:
мы уже знаем, что пустышка тормозит движения, а они малышу необходимы.
Долго
оставаться деятельным ребенок первых месяцев жизни еще не в состоянии:
поулыбается, повеселится и вот уже снова готов заплакать. Значит,
надо дать ему отдых - отвлечь погремушкой, изменить положение, может
быть, взять ненадолго на руки или - тоже ненадолго-дать пустышку;
через 3-5 минут вы безболезненно возьмете ее у малыша, и он снова
радостно задвигается.
Теперь
о кормлении. Имейте в виду: когда малыша кормят из соски, надетой
на бутылочку, прекращается какая-либо другая его деятельность. Окружающие
предметы уже не привлекают его внимания, он не реагирует на звучание
музыки, на зажженный или погасший свет, короче, отключается. Во
втором полугодии жизни это отключение выражено в меньшей степени,
но оно тоже происходит.
Иное
дело, если ребенка кормят с ложки. И хотя движения, которые он производит
языком и губами, близки по характеру тому, что происходит и при
сосании, однако это уже не сосание. У ребенка не тормозятся двигательные
реакции, его внимание к окружающему сохранено. А это один из важных
факторов психического развития, совершенствования центральной нервной
системы.
Итак,
ложка? Да, именно ложка - основной "столовый прибор" ребенка
на втором полугодии жизни.
Но
для последнего вечернего кормления можно сделать исключение, если
малыш к этому времени устал, раскапризничался, стал плаксивым, беспокойным.
Кормление такого ребенка из бутылочки с соской вдвойне оправдано
- малыш съедает свою порцию, а сосательные движения успокаивают
его, глубокий сон наступает быстрее. Качество питания тоже не страдает,
ибо на вечернее кормление детям до года, как правило, рекомендуются
молочные смеси, кефир, молоко.
Что
касается пустышки, то исследования, о которых мы рассказали, не
должны быть поняты как ее абсолютная реабилитация. Безусловно, остаются
в силе предупреждения врачей о том, что при нарушении гигиенических
правил с пустышкой в рот ребенка могут попасть болезнетворные микробы.
Ясно также, что многие дети великолепно могут обходиться без этого
"снотворного". А тем детям, которым пустышка помогает
быстрее успокаиваться и лучше засыпать, давать ее надо именно с
этой целью, а не всякий раз, когда они плачут.
Не
превращайте пустышку в нерадивую няньку, которая только и стремится
закрыть рот ребенку, чтобы он не плакал. Помните:
если малыш постоянно сосет пустышку, его внимание отключается от
внешних впечатлений, а это задерживает умственное развитие.
В.
П. Празников, кандидат медицинских наук
|
|