Новорожденный

Поразительно, с какой стремительностью, всего за 10 лунных месяцев, создается человеческий организм, не имеющий даже приближенно равных себе по сложности и совершенству.
- Позвольте,- возразят мне,- к чему этот пафос? Обыкновенная овца дает жизнь ягненку значительно быстрее и легче. Говорят, что ягненок сразу после рождения может догнать отару, напуганную волками. А дитя человека родится в муках, и его беспомощное детство длится годы. Какое же здесь совершенство?
Да, человек рождается в муках. Но это, так сказать, тяжкая дань природе за крупней и емкий череп ребенка, за царственное положение человека на земле.
Новорожденный беспомощен, но, как бы парадоксально это ни звучало, его беспомощность - прямое следствие удивительных возможностей человеческого мозга. Крохотный цыпленок умело пробивает скорлупу и с первых минут жизни самостоятельно справляется со многими важными делами. Но вот эксперимент: вылупившегося уже цыпленка снова помещают в искусственную, еще менее прочную скорлупу. Казалось бы, наученный опытом, он легко справится с новой задачей. Ничего подобного! На этот раз цыпленок и не пытается выбраться наружу. Его инстинкты предусматривают только одну подобную ситуацию. Вторая, точно такая же, но не запланированная аппаратом наследственности, становится для него губительной. Такова сила инстинкта. Деспотично регулирует он поведение животного. Тысячи рыб, направляемые инстинктом, могут погибнуть у плотин в неудержимом стремлении к местам нереста своих предков. Стаи птиц в ежегодных путешествиях на юг совершают утомительные полеты, огибая давно не существующие горы... Слепой инстинкт!
Было бы, конечно, несправедливым утверждать, что человек начисто лишен инстинктов. Некоторые генеральные, биологические линии поведения человека наследственно запрограммированы: продолжение рода, например, утоление голода и жажды, самосохранение... Но это уже не те железные оковы, которыми закрепощены животные. Разве мы не знаем, как человек, движимый чувством патриотизма, может подавить инстинкт самосохранения.
Удивительное совершенство мозга новорожденного ребенка в том и состоит, что он в значительной степени свободен от инстинктов и необычайно восприимчив к обучению, самостоятельному познанию мира, приобретению собственного опыта. Впоследствии именно эти приобретения будут определять содержание психики ребенка, его интеллект, характер, чувства, его отношение к людям, к труду, к самому себе. Но не забывайте: личный опыт ребенка - это прежде всего воспринятый им опыт общества и, если говорить о раннем детстве, опыт непосредственно окружающих его людей.
В кого ты, малыш? Это не так-то просто решить. "Вылитый отец!", "Вылитая мать!",- категорически заявляют родственники.
И верно. Ребенок может получить в наследство какие-то черты родителей. Но преимущественно внешние черты. Природа мудро не стремится к тому, чтобы дети во всем повторяли своих родителей. Ребенок индивидуален.
Но мы говорим о новорожденном, о том, кому не больше месяца от роду. Какой же индивидуальностью может обладать ребенок в таком раннем возрасте? Ведь мы только что писали: мозг младенца - как чистый лист бумаги, записи на нем делает опыт. Да, это так. Однако уже у самых маленьких детей ученые различают четыре основные типа нервной деятельности, четыре темперамента: есть дети холерики и меланхолики, сангвиники и флегматики.
У ребенка, например, от рождения сильный, легко возбудимый тип нервной системы (холерический темперамент), он подвижен, активен, энергичен, много смеется, все его эмоции яркие, сильные. Если неумело ограничивать активность такого ребенка, со временем возникнет серьезный конфликт между особенностями его нервной системы и требованиями взрослых. Эта борьба может завершиться нервным срывом.
А вот другой случай - у ребенка меланхолический темперамент (это наиболее слабый тип нервной деятельности), он легко возбудим, быстро раздражается, плаксив. При неправильном воспитании эти качества усугубляются и могут даже привести к неврозу. Всем детям полезны закаливающие процедуры - массаж, гимнастика, обтирания, воздушные ванны,- а ребенку с меланхолическим темпераментом они прямо-таки необходимы.
Конечно, определить тип нервной деятельности новорожденного - дело сложное. Но все же, учитывая двигательную активность ребенка, особенности его сна, поведение при кормлении, постепенно можно выявить темперамент ребенка, и чем раньше это удастся сделать, тем легче будет родителям определить нужную линию воспитания.
Правильное воспитание. Что практически означает это в первые 3-4 недели жизни ребенка? Не рано ли говорить о воспитании? Нет, не рано. Строго говоря, жизнь мозга начинается еще в утробе матери, а после рождения становится особенно интенсивной: ребенок учится смотреть, слушать, различать цвет и форму, звуки и запахи. Если ребенок невыспавшийся, голодный, неухоженный - ему эта наука дается труднее. Поэтому необходимо с первых дней организовать четкий режим сна, бодрствования, кормления - это и есть воспитание новорожденного. На некоторое время циферблат часов становится в доме главным пультом управления.
Ребенок, как правило, требует пищу раньше, чем он в ней нуждается. Разумнее, чтобы мать больше прислушивалась не к громкому, призывному крику ребенка, а к тихому тиканью часов. Как только малыш привыкнет к четкому распорядку жизни, он перестанет требовать пищу не вовремя. Право же, режим не скучная выдумка врачей, а необходимое условие для того, чтобы ребенок рос здоровым, дисциплинированным, приучался любить порядок.
Вот другой пример. Чтобы получить молоко из груди матери, ребенок должен приложить известное усилие. Он, можно сказать, добывает хлеб в поте лица своего. Иногда, если ребенок высасывает недостаточно молока, его докармливают с рожка. Соска устроена так, что стоит нажать на нее губами - и молоко попадает в рот. Для младенца это намного легче, и, привыкнув к рожку, он категорически отказывается от груди. Было бы, пожалуй, сильным преувеличением утверждать, что именно так зарождается леность. Но факт есть факт: ребенок предпочитает добывать пищу более легким путем, и над этим стоит задуматься. Во всяком случае, врачи рекомендуют докармливать ребенка не из рожка, а из ложки. Пусть привыкает трудиться!
На третьей неделе врачи назначают ребенку первую каплю лимонного сока, а потом постепенно увеличивают эту дозу. Но кто дозирует воздействия, которыми так обильна среда, окружающая ребенка? Лимонный сок дают потому, что он бродит меньше, чем другие соки. Не следует ли родителям уже в самый ранний период жизни младенца оценивать с подобных же позиций свои влияния на него, чтобы впоследствии не было ненужного "брожения"?
Я помню такой случай.
Н. родила сына. Первый ребенок. Счастье было огромным. Но к радости матери все время примешивалось чувство страха: "А что, если его перепутают с другим, подменят?" Из своей палаты она слышала доносящийся сверху крик малышей и места себе не находила: "Может, это он? Один, без присмотра... Его простудят!"
Дома каждый шорох, каждое движение ребенка как током пронизывало молодую мать. Она хватала сына на руки, давала грудь, укачивала. Постоянный страх держал ее в изнуряющем напряжении. Она молча выслушивала советы патронажной сестры, но все делала по-своему. Ночью кормила, укачивала... Осунувшаяся, ошеломленная бесконечным ночным бдением, бродила она по комнате и с каким-то неистовым упрямством баюкала лежавшего на руках сына.
Ребенок тем временем привыкал к такому существованию, становился маленьким деспотом. Не отпускал мать ни на секунду. В кроватке пронзительно кричал, призывая ту, которую постоянно привык чувствовать рядом.
А мать? Она теперь уже не ощущала ни радости, ни нежности, одну только усталость.
- У, изверг, и в кого ты такой!..
Сейчас много говорят чуть ли не о биологической связи матери и ребенка, о значении и необходимости материнской любви для нормального психического развития малыша. Но при этом часто не разграничивают понятия любви и ласки. Любовь к ребенку может быть безграничной, но ласку обязательно нужно ограничивать. Мы вовсе не за чрезмерную строгость и сдержанность в воспитании, просто хочется подчеркнуть, что ребенок не знает мира, в который он пришел. Его мозг раскрыт для впечатлений, он жадно впитывает их, превращая в свой личный опыт, в свою собственную, еще не оцениваемую программу поведения. И если с первых дней; жизни этот опыт будет содержать представление о непрекращающейся, изнеживающей теплоте материнских рук, о постоянной готовности предвосхитить все желания, все капризы, то позволительно спросить: будут ли такие представления ребенка соответствовать требованиям, которые ему позже предъявит жизнь?
Дети рождаются беспомощными. Но дети не рождаются изнеженными, избалованными, самовлюбленными эгоистами. Все это они получают от неконтролируемой любви и неуемной ласки.
Детство человека продолжительно. И если каждый свой шаг, начиная с самых первых, он будет совершать, затрачивая некоторые усилия, трудясь, при ненавязчивой, необезличивающей помощи взрослого, у ребенка неизмеримо больше шансов приобрести полезные для себя и общества качества.
Каждому человеку, тем более маленькому, нужна любовь. Но любовь разумная, достойная человека, делающая его лучше.

А. ФОНАРЕВ,старший научный сотрудник Института педиатрии АМН РФ


 
Веселые обучалки, развивающие игры, потешки и скороговорки Семейный Меридиан, все для родителей: беременность, роды, грудное вскармливание, 
	  воспитание ребенка, детская психология, взаимоотношения женщины и мужчины, карьера, дружба, любовь, ревность Папашины заметки
На главную Статьи о воспитании Развивающие игры

Сайт для детей и родителей © 2012
счетчик посещений besucherzahler russian mail order brides
Hosted by uCoz