|
Не
уходите от "трудных" вопросов
|
|
КОГДА
вы впервые задумались над проблемами полового воспитания своего
сына или дочери?" Спрашивая об этом родителей, мы очень
часто слышим в ответ: "Наверное, когда сын начал задавать
"трудные" вопросы". Или: "Когда заметили,
что у него появился повышенный интерес к девочкам и он стал
больше обращать внимания на себя и свою внешность..."
Поздно!
Половое воспитание должно начинаться с первых дней жизни ребенка,
иначе многое может быть упущено.
Поначалу
половое воспитание составляет неотъемлемую часть ухода за малышом.
Речь идет и о соблюдении элементарных правил гигиены, режима
(гимнастические упражнения, закаливающие процедуры, водные и
воздушные ванны, полноценное, но не избыточное питание) и о
некоторых специфических приемах, имеющих целью предупредить
преждевременное пробуждение полового инстинкта. Ведь половой
инстинкт в отличие от таких жизненно важных инстинктов, как
пищевой, оборонительный, ориентировочный, долгое время остается
подспудным; он не пробудился, он еще дремлет. И это вполне естественно,
целесообразно: половой инстинкт реализуется лишь с достижением
полной зрелости организма.
|
Так
что же нужно делать и чего делать не следует? Необходимо
тщательно выполнять все советы врача, касающиеся борьбы с рахитом,
который иногда препятствует правильному развитию тазовых костей.
Девочке - будущей матери - очень важно иметь нормальный таз!
Надо
следить, чтобы увлеченные игрой дети не "приплясывали",
сдерживая позывы к опорожнению мочевого пузыря, а тут же отправлялись
в туалет. Привычка задерживать мочеиспускание и опорожнение кишечника
может иногда у девочек способствовать неправильному положению матки,
да и для мальчиков весьма нежелательна.
Если
ребенок страдает запорами, обратитесь к участковому педиатру, и
он посоветует, что предпринять. Старайтесь не допускать заражения
ребенка острицами, а уж если они у него обнаружены, проводите настойчивое
лечение по рекомендации врача.
Острицы
не только отрицательно влияют на общее состояние организма, но и
вызывают воспалительные явления в области промежности, сопровождающиеся
порой нестерпимым зудом. А это нервирует ребенка, не дает ему вовремя
уснуть и, наконец, способно вызвать половую возбудимость.
Чтобы
предупредить возможные раздражения эрогенной зоны (промежность,
область наружных половых органов), необходимо ежедневно купать ребенка,
а после каждого испражнения подмывать его, направляя струю воды
спереди назад, чтобы избежать заноса в половые органы болезнетворных
микроорганизмов из заднего прохода. Промежность следует осушать
после купания или подмывания, не растирая кожу, а промокая ее полотенцем.
Часто
нежные родители, сами того не ведая, вызывают у ребенка сексуальные
ощущения. Виднейший отечественный психоневролог В. М. Бехтерев категорически
возражал против неумеренного заласкивания детей, поцелуев, особенно
в губы, похлопываний, поглаживаний по телу, шлепания по ягодицам.
Все это, по его мнению, приводит к возбудимости половых органов,
может дать толчок к онанизму.
Родители
часто с тревогой обращаются к нам, прося совета, как поступить:
они стали замечать у сына или дочери эту дурную наклонность.
Когда
речь идет о дошкольнике или младшем школьнике, думать об онанизме
в собственном смысле слова еще не приходится. Самораздражение половых
органов у малыша не включает специфического полового компонента.
Часто в основе лежит всего лишь проявление детского любопытства,
а возникающие ощущения еще не носят сугубо сексуального характера.
Пугаться этого не следует, а вот приложить все силы, чтобы эпизод
не превратился в привычку, необходимо.
Ни
в коем случае нельзя прибегать к запугиванию, наказаниям, угрозам.
На оборот, следует очень спокойно сказать ребенку, что "предмет"
его нынешнего любопытства служит для мочеиспускания и его неприлично
показывать другим и нехорошо им играть самому.
Если
вы заметили интерес ребенка к половым органам людей противоположного
пола, надо тоже в очень спокойном тоне объяснить, что эти органы
по-разному устроены у мужчин и женщин, и в этом нет ничего особенного,
как и в различии мужской и женской одежды. Обычно таких нехитрых
объяснений бывает достаточно.
А
самое главное - постарайтесь отвлечь ребенка от нежелательных раздумий
и действий. Постоянный, но не назойливый и не оскорбляющий контроль
за его времяпрепровождением, вовлечение в новые увлекательные игры,
спокойные и своевременные разъяснения помогут вам вернуть ребенка
в колею обычных детских впечатлений и занятий.
Но
если дурная привычка начинает укореняться, значит, вы что-то упустили
и настало время поговорить с врачом.
Чрезвычайно важную роль играют не только целенаправленные педагогические
воспитательные меры, но и вся атмосфера жизни семьи. Брань, циничные
поступки и высказывания, двусмысленные анекдоты и подшучивания нежелательны
вообще, а в присутствии детей просто недопустимы. Дети понимают
(пусть по-своему!) гораздо больше, чем мы иногда себе представляем.
Хорошо,
когда ребенок становится свидетелем взаимной заботы и уважения родителей.
Но он ни в коем случае не должен, даже в самом раннем возрасте,
быть очевидцем их интимной жизни.
Однако
не впадайте и в другую крайность. Было бы ошибкой создавать вокруг
детей этакое "безвоздушное пространство", когда взрослые
в испуге вздрагивают, если при детях произносятся такие слова, как
"беременность", "роды", "родильный дом".
И нет ничего страшного, если ребенок стал случайным свидетелем,
например, появления на свет ягненка, щенят или котят. Это только
может способствовать воспитанию трезвого и естественного взгляда
на процесс размножения, как на возвышенную и значимую сторону жизни.
Проблема
полового просвещения (а оно представляет собой лишь часть полового
воспитания) обычно впервые напоминает о себе, когда дети задают
родителям столь обескураживающий их вопрос: "Откуда я взялся?"
Вопрос
этот вполне естествен. Он означает, что мышление ребенка развивается,
что происходит процесс осознания им своего "я". Поверьте,
ребенок не ждет от вас исчерпывающей лекции о размножении! Вполне
достаточно дать ответ в самых общих чертах. Но ответ должен быть
правдивым. Не пытайтесь отговориться тем, что, дескать, его, малыша,
"принесли аисты", "нашли в огороде", "купили
в "Детском мире". Не пытайтесь и отмолчаться.
Рано
или поздно дети узнают "всю правду", а это возбудит недоверие
к вам и повышенный интерес к тому, что вы скрыли. Кроме того, информация
может поступить (да так чаще и случается!) из "загрязненного
источника", что весьма нежелательно.
Один
из отечественных специалистов, работающий в области сексопатологии,
профессор Н. В. Иванов, пишет по этому поводу, имея в виду детей
10 -11 лет:
"Не нужно бояться такого, например, ответа: ребенок развивается
из маленького яичка, имеющегося в организме мамы, и, развившись,
выходит из ее тела - материнский организм так устроен, что это вполне
возможно. Если выяснится, что ребенку кое-что известно о биологических
процессах оплодотворения, не нужно отрицать этого факта; можно даже
сказать о том, что клетка отцовского организма обладает подвижностью
и она может незаметно войти в организм матери. Если обо всем этом
сказано просто, спокойно, любопытство будет надолго погашено".
С
поступлением в школу у ребенка появляются новые обязанности и разнообразные
интересы: уроки, чтение, спорт, коллекционирование. Они заполняют
духовный мир маленького школьника, и, как правило, вплоть до переходного
возраста его любопытство к вопросам пола угасает, вытесняется множеством
других разнообразных переживаний.
У младших школьников очень важно не культивировать антагонизма между
мальчиками и девочками. А мы, родители, часто допускаем такую ошибку,
может быть, незаметно для самих себя. То и дело ребенок слышит от
мамы или папы, а то и от профессионального воспитателя: "Ну,
что ты разревелся, как девчонка!", "Не шали, ты же не
мальчик!"
Ни
к чему укоренять в сознании детей ложное представление о мнимом
превосходстве одного пола над другим. И без того между мальчиками
и девочками на определенном этапе их развития возникает некоторая
неприязнь - сигнал осознания своего пола.
Наша
задача - помогать детям устанавливать здоровые, дружеские отношения,
воспитывать с самых ранних лет в мальчиках - рыцарство, в девочках
- чувство собственного достоинства.
И
не пугайтесь, если вы заметили, что ваш сын или дочь как-то по-особенному
относятся к одному из своих товарищей или подруг, если вы угадываете
их первую робкую влюбленность. Нет, детская влюбленность не может
расцениваться как отклонение от педагогической, а тем более медицинской
нормы. Она еще лишена сексуальности. Это чувство побуждает юного
человека стать лучше, оно окрыляет и возвышает. Пресекать его не
надо! Не надо грубо вторгаться в хрупкий, волшебный мир детских
эмоций. Впрочем, и терять деликатный, разумный контроль над ребенком
тоже не следует.
Врач-психиатр
Г. М. Блинов, кандидат медицинских наук Ю. Б. Тарнавский
|
|