Посейте привычку...


  ...И вы пожнете характер. В этих словах, ставших поговоркой, отражена чрезвычайно важная роль привычек в формировании личности человека. В том числе и совсем маленького - ребенка первых двух-трех лет жизни.
В этом возрасте малыш еще не в состоянии осмыслить правила и нравственные нормы поведения. Но он будет поступать в соответствии с ними, если поможете ему выработать необходимые привычки. Приучите, например, ребенка самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, и он привыкнет трудиться еще до того, как поймет, что труд является обязанностью каждого члена нашего общества. Тем самым вы заложите основу для формирования трудолюбия.
Приучите малыша содержать в порядке игрушки, пользоваться носовым платком, салфеткой, складывать снятую перед сном одежду, и вы воспитаете у него аккуратность и опрятность. Выработайте привычку следовать определенному распорядку дня, и появится собранность, а эта черта характера так пригодится в дальнейшем - облегчит учебу, поможет добиться успеха в труде. От того, воспитаете ли вы у малыша необходимые гигиенические навыки - мыть перед едой руки, не брать в рот упавшую на пол конфету, ежедневно делать утреннюю гимнастику и т.д., - будет в немалой мере зависеть состояние его здоровья.
Словом, многое в характере человека, в его жизни определяют привычки, приобретенные уже в раннем детстве.
В младенчестве закладывается важнейшее умение жить по режиму. Но с возрастом надо укреплять привычку к режиму. Хотя на втором году распорядок дня малыша меняется, правило в определенный час ложиться спать, вставать, есть, идти гулять и т. д. должно сохраняться. Режим организует поведение малыша, и он без капризов и возражений делает то, что предлагают родители. А это порождает у него ощущение благополучия, внутреннего комфорта.

Таким примерно должен быть режим ребенка:
От года до полутора лет
Подъем: 6.30 - 7
Кормление: 7.30; 11.30; 16; 19.30
Прогулка, игры: с 8 до 9.30;
с 12 до 14.30;
с 16.30 до 19.30
Сон: с 9.30 до 11.30; с 14.30 до 16; с 20 (20.30) до 6.30
От полутора до двух лет
Подъем: 7
Кормление: 7.30; 11.30 (12); 16; 19.30
Прогулка, игры: с 8 до 11.30;
с 16 до 19.30 Сон: с 12 до 15.30; с 20.30 до 7
От двух до трех лет
Подъем: 7
Гимнастика: 7.30
Кормление: 8; 12; 16; 19.30
Прогулка, игры: с 8.30 до 12;
с 16 до 19.30 Сон: с 13 до 15; с 20.30 до 7
На втором году жизни возрастает стремление ребенка к самостоятельности. Не упустите этот благоприятный момент, чтобы выработать у него привычки, необходимые для элементарного самообслуживания.
Конечно, порой легче и быстрее умыть, одеть, накормить ребенка, чем видеть, как он медленно и неумело пытается справиться с этим сам. Но большую ошибку допускают те родители, которые, не имея выдержки, стремятся все сделать сами. Сейчас малышу все в новинку, а то, что привлекает новизной, что интересует и радует, выполняется охотно. Напрягая свои силенки, он старается, например, натянуть чулок и торжествует, "когда это ему удается. Позднее, когда психическое и физическое развитие ребенка достигнет более высокого уровня и потребность в самостоятельности найдет удовлетворение в -более сложных действиях, такие простые "операции" перестанут его привлекать, и прививать навыки самообслуживания будет значительно труднее. А главное - ребенок усвоит, что его полностью обслуживают другие.
Прежде чем добиваться, чтобы какое-то действие вошло в привычку научите малыша хорошо его выполнять. Сначала покажите, замедляя свои движения, что и как нужно делать, а если этого окажется недостаточно, - помогите: положите свою руку поверх его ручки и действуйте вместе.
На первых порах обязательно следите, чтобы ребенок тщательно и правильно делал то, за что берется. Иначе может образоваться и закрепиться ошибочный навык, а переучивать всегда труднее, чем с самого начала учить правильно.
С полутора лет надо приучать ребенка снимать и надевать одежду в определенной последовательности и аккуратно складывать ее. Пусть у него, например, войдет в привычку, раздеваясь, снимать сначала обувь, а потом штанишки, а надевать их в обратном порядке. Это очень важно с гигиенической точки зрения.
Приобретая те или иные навыки, ребенок одновременно познает окружающий мир. И, неожиданно делая для себя открытия, нередко отвлекается. Вы намереваетесь, например; научить сына мыть руки (к этому тоже пора приступать, когда ребенку исполнится полтора года). Но, пораженный журчанием прозрачной струйки воды, ее прохладой и самим ее появлением из крана, малыш вместо того, чтобы мыть руки, пытается захватить в кулачок неуловимую струйку или, случайно закрыв отверстие пальчиками, вдруг устраивает "фонтан".
Чтобы малыш не превращал умывание в забаву, предоставьте ему возможность сначала познакомиться со свойствами воды: налейте ее в тазик, дайте ребенку пластмассовых уточек, рыбок, черпачок для их вылавливания, пусть насладится этой увлекательной и полезной игрой. А теперь - за дело. Подставьте к умывальнику стульчик, если ребенок не дотягивается до крана, засучите рукава одежды, чтобы вода не заливалась в них и не вызывала неприятных ощущений (потом он привыкнет это делать сам), покажите, как мыть руки. Сначала пусть только подставляет их под струю воды, потом научится потирать одной ладошкой другую, а затем уже - мыть с мылом и вытирать.
Умывание не только гигиеническая, но и закаливающая процедура, поэтому приучайте ребенка умываться и мыть руки водой комнатной температуры, а не теплой и тем более не горячей.
Еще о некоторых правилах.
На улице, в транспорте нередко можно увидеть ребенка, жующего яблоко, печенье, пирожок. Особенно в конце недели, когда родители забирают из яслей и детских садов детей, посещающих круглосуточные группы.
Порой увидишь и такое: купив фрукты, родители тут же, наскоро обтерев их носовым платком, дают ребенку. И он привыкает к тому, что можно есть где попало и совсем не обязательно мыть перед едой руки, и не будет беды, если фрукты съесть немытыми. А беда как раз может быть: такие привычки чреваты кишечными инфекционными заболеваниями.
В привычках заложены и корни нравственности. Ребенок не рождается злым или добрым, обманщиком или честным. Нравственные качества, как и другие черты характера, ему предстоит приобрести. И в этом тоже весьма существенную роль играют привычки.
Десятимесячный карапуз уцепился за дедушкин нос и теребит его. "Ну и силач!" - умиляется дедушка. Через год тот же малыш топает ножкой, требуя дедушкины очки. "Такой любознательный!" - уже с меньшим умилением, но пока еще с гордостью заявляет дедушка. А еще через год, встретив какое-то возражение со стороны дедушки, внук бросается на него с кулачками. "Своенравный бесенок!" - теперь уже возмущается дед. А своенравным ребенок стал только потому, что привык: ему все дозволено. И если так будет продолжаться - вырастет злой, не уважающий других мальчик, а потом и мужчина.
Чтобы этого не случилось, чтобы ребенок стал отзывчивым, добрым, приучайте его сызмальства сочувствовать тому, кто упал, ушибся, независимо от того, кукла это или человек.
- Танечка упала, - говорите вы ребенку, - ей больно, погладь ее по головке, пожалей.
"Успокаивая" упавшую куклу, вы воспитываете у малыша привычку сочувственно относиться к окружающим.
Пусть ребенок рано привыкает и заботиться о других: как только это станет ему по силам, просите его приносить домашние туфли вернувшимся с работы родителям, помогать бабушке и т. д.
Уже на втором году жизни приучайте ребенка делиться с окружающими сладостями, игрушками. Позже, устраивая детские праздники, отводите ему роль гостеприимного хозяина, угощающего и одаривающего вместе с вами гостей. Поощряйте его щедрость, не журите за расточительство. Привычка, не скупясь, делиться с другими, которую вы сфор мируете у ребенка, станет залогом того, что из него не вырастет стяжатель.
Привычки складываются постепенно, для этого надо, чтобы то или иное действие, тот или иной поступок многократно и систематически повторялись. Сначала малыш поступает так, как вы ему показываете и подсказываете, а со временем у него появляется уже потребность поступать именно так, как вы учили.
Но пока привычка не закрепится, ребенок нуждается в -указаниях и контроле старших. И очень важно, чтобы все члены семьи были едины и последовательны в предъявляемых ему требованиях. Если один из них отменяет то, что считает необходимым другой, если сегодня вы разрешаете ребенку то, что запрещали вчера, если, наконец, предложив что-то сделать, тут же забываете об этом, прочной привычки у него не выработается.
Не менее важно поощрять добрым словом, лаской, но не вознаграждением (вот тебе конфетка!) за то, что он поступил так, как должен был поступить. Привычка получать награду в конечном итоге порождает нехорошую черту характера - торгашество. Если же ребенок поступил неправильно, выразите неудовольствие. Двух-трехлетние дети обычно очень чутко реагируют на неодобрительный тон старших. Но не наказывайте - любое наказание в этом возрасте совершенно нецелесообразно и вредно. Добивайтесь своего спокойно: раздражительность, нервозность, муштра - плохие помощники в воспитании.
Порой у ребенка появляются ненужные, некрасивые и даже вредные привычки. Откуда они берутся?
Одна из основных причин - отсутствие целенаправленного и своевременного воспитания привычек полезных. Если, например, в семье не установлен определенный режим дня, ребенок привыкает к беспорядочному образу жизни. Если для каждой из его игрушек не отведено определенное- место, он где попало разбрасывает вещи, оставляет одежду.
Нередко путь к нежелательному в поведении ребенка открывает дурной пример взрослых. Если отец, спеша на работу, на ходу дожевывает бутерброд, не удивляйтесь тому, что и малыш станет расхаживать с куском в руке. А многие привычки мы, взрослые, сами буквально навязываем ребенку. Приучаем, например, засыпать пой покачивании, под пение колыбельной, в присутствии кого-нибудь из родителей. А ведь подобные "снотворные" совершенно не нужны, сон - естественная потребность.
Другой пример - кормление под аккомпанемент песен, сказок, уговоров. Из-за того, что родители не считаются с тем, что у маленького ребенка возможны вполне естественные колебания аппетита, они идут на любые ухищрения, лишь бы съели малыши побольше, а у тех в результате нередко даже при одном только виде пищи возникает рвота.
А сколько некрасивых привычек бывает у детей из-за неудобной одежды или неудачной прически! Это и подергивания плечами, головой и неловкая походка. В таких случаях необходимо как можно скорее устранить причину.
Раннее детство только начало воспитания. И значительно легче развивать и продолжать то, что уже приобретено, чем переучивать ребенка, ломать нежелательные привычки.



Л. И. КАПЛАН, кандидат психологических наук


 
Веселые обучалки, развивающие игры, потешки и скороговорки Семейный Меридиан, все для родителей: беременность, роды, грудное вскармливание, 
	  воспитание ребенка, детская психология, взаимоотношения женщины и мужчины, карьера, дружба, любовь, ревность Папашины заметки
На главную Статьи о воспитании Развивающие игры

Сайт для детей и родителей © 2012
счетчик посещений besucherzahler russian mail order brides
Hosted by uCoz