|
Посейте
привычку...
|
|
...И
вы пожнете характер. В этих словах, ставших поговоркой, отражена
чрезвычайно важная роль привычек в формировании личности человека.
В том числе и совсем маленького - ребенка первых двух-трех лет
жизни.
В
этом возрасте малыш еще не в состоянии осмыслить правила и нравственные
нормы поведения. Но он будет поступать в соответствии с ними,
если поможете ему выработать необходимые привычки. Приучите,
например, ребенка самостоятельно есть, одеваться, раздеваться,
и он привыкнет трудиться еще до того, как поймет, что труд является
обязанностью каждого члена нашего общества. Тем самым вы заложите
основу для формирования трудолюбия.
Приучите
малыша содержать в порядке игрушки, пользоваться носовым платком,
салфеткой, складывать снятую перед сном одежду, и вы воспитаете
у него аккуратность и опрятность. Выработайте привычку следовать
определенному распорядку дня, и появится собранность, а эта
черта характера так пригодится в дальнейшем - облегчит учебу,
поможет добиться успеха в труде. От того, воспитаете ли вы у
малыша необходимые гигиенические навыки - мыть перед едой руки,
не брать в рот упавшую на пол конфету, ежедневно делать утреннюю
гимнастику и т.д., - будет в немалой мере зависеть состояние
его здоровья.
Словом,
многое в характере человека, в его жизни определяют привычки,
приобретенные уже в раннем детстве.
В младенчестве закладывается важнейшее умение жить по режиму.
Но с возрастом надо укреплять привычку к режиму. Хотя на втором
году распорядок дня малыша меняется, правило в определенный
час ложиться спать, вставать, есть, идти гулять и т. д. должно
сохраняться. Режим организует поведение малыша, и он без капризов
и возражений делает то, что предлагают родители. А это порождает
у него ощущение благополучия, внутреннего комфорта. |
Таким
примерно должен быть режим ребенка:
От
года до полутора лет
Подъем: 6.30 - 7
Кормление: 7.30; 11.30; 16; 19.30
Прогулка, игры: с 8 до 9.30;
с 12 до 14.30;
с 16.30 до 19.30
Сон: с 9.30 до 11.30; с 14.30 до 16; с 20 (20.30) до 6.30
От
полутора до двух лет
Подъем: 7
Кормление: 7.30; 11.30 (12); 16; 19.30
Прогулка, игры: с 8 до 11.30;
с 16 до 19.30 Сон: с 12 до 15.30; с 20.30 до 7
От
двух до трех лет
Подъем: 7
Гимнастика: 7.30
Кормление: 8; 12; 16; 19.30
Прогулка, игры: с 8.30 до 12;
с 16 до 19.30 Сон: с 13 до 15; с 20.30 до 7
На
втором году жизни возрастает стремление ребенка к самостоятельности.
Не упустите этот благоприятный момент, чтобы выработать у него привычки,
необходимые для элементарного самообслуживания.
Конечно,
порой легче и быстрее умыть, одеть, накормить ребенка, чем видеть,
как он медленно и неумело пытается справиться с этим сам. Но большую
ошибку допускают те родители, которые, не имея выдержки, стремятся
все сделать сами. Сейчас малышу все в новинку, а то, что привлекает
новизной, что интересует и радует, выполняется охотно. Напрягая
свои силенки, он старается, например, натянуть чулок и торжествует,
"когда это ему удается. Позднее, когда психическое и физическое
развитие ребенка достигнет более высокого уровня и потребность в
самостоятельности найдет удовлетворение в -более сложных действиях,
такие простые "операции" перестанут его привлекать, и
прививать навыки самообслуживания будет значительно труднее. А главное
- ребенок усвоит, что его полностью обслуживают другие.
Прежде чем добиваться, чтобы какое-то действие вошло в привычку
научите малыша хорошо его выполнять. Сначала покажите, замедляя
свои движения, что и как нужно делать, а если этого окажется недостаточно,
- помогите: положите свою руку поверх его ручки и действуйте вместе.
На
первых порах обязательно следите, чтобы ребенок тщательно и правильно
делал то, за что берется. Иначе может образоваться и закрепиться
ошибочный навык, а переучивать всегда труднее, чем с самого начала
учить правильно.
С полутора лет надо приучать ребенка снимать и надевать одежду в
определенной последовательности и аккуратно складывать ее. Пусть
у него, например, войдет в привычку, раздеваясь, снимать сначала
обувь, а потом штанишки, а надевать их в обратном порядке. Это очень
важно с гигиенической точки зрения.
Приобретая
те или иные навыки, ребенок одновременно познает окружающий мир.
И, неожиданно делая для себя открытия, нередко отвлекается. Вы намереваетесь,
например; научить сына мыть руки (к этому тоже пора приступать,
когда ребенку исполнится полтора года). Но, пораженный журчанием
прозрачной струйки воды, ее прохладой и самим ее появлением из крана,
малыш вместо того, чтобы мыть руки, пытается захватить в кулачок
неуловимую струйку или, случайно закрыв отверстие пальчиками, вдруг
устраивает "фонтан".
Чтобы
малыш не превращал умывание в забаву, предоставьте ему возможность
сначала познакомиться со свойствами воды: налейте ее в тазик, дайте
ребенку пластмассовых уточек, рыбок, черпачок для их вылавливания,
пусть насладится этой увлекательной и полезной игрой. А теперь -
за дело. Подставьте к умывальнику стульчик, если ребенок не дотягивается
до крана, засучите рукава одежды, чтобы вода не заливалась в них
и не вызывала неприятных ощущений (потом он привыкнет это делать
сам), покажите, как мыть руки. Сначала пусть только подставляет
их под струю воды, потом научится потирать одной ладошкой другую,
а затем уже - мыть с мылом и вытирать.
Умывание
не только гигиеническая, но и закаливающая процедура, поэтому приучайте
ребенка умываться и мыть руки водой комнатной температуры, а не
теплой и тем более не горячей.
Еще
о некоторых правилах.
На
улице, в транспорте нередко можно увидеть ребенка, жующего яблоко,
печенье, пирожок. Особенно в конце недели, когда родители забирают
из яслей и детских садов детей, посещающих круглосуточные группы.
Порой увидишь и такое: купив фрукты, родители тут же, наскоро обтерев
их носовым платком, дают ребенку. И он привыкает к тому, что можно
есть где попало и совсем не обязательно мыть перед едой руки, и
не будет беды, если фрукты съесть немытыми. А беда как раз может
быть: такие привычки чреваты кишечными инфекционными заболеваниями.
В
привычках заложены и корни нравственности. Ребенок не рождается
злым или добрым, обманщиком или честным. Нравственные качества,
как и другие черты характера, ему предстоит приобрести. И в этом
тоже весьма существенную роль играют привычки.
Десятимесячный
карапуз уцепился за дедушкин нос и теребит его. "Ну и силач!"
- умиляется дедушка. Через год тот же малыш топает ножкой, требуя
дедушкины очки. "Такой любознательный!" - уже с меньшим
умилением, но пока еще с гордостью заявляет дедушка. А еще через
год, встретив какое-то возражение со стороны дедушки, внук бросается
на него с кулачками. "Своенравный бесенок!" - теперь уже
возмущается дед. А своенравным ребенок стал только потому, что привык:
ему все дозволено. И если так будет продолжаться - вырастет злой,
не уважающий других мальчик, а потом и мужчина.
Чтобы
этого не случилось, чтобы ребенок стал отзывчивым, добрым, приучайте
его сызмальства сочувствовать тому, кто упал, ушибся, независимо
от того, кукла это или человек.
-
Танечка упала, - говорите вы ребенку, - ей больно, погладь ее по
головке, пожалей.
"Успокаивая" упавшую куклу, вы воспитываете у малыша привычку
сочувственно относиться к окружающим.
Пусть
ребенок рано привыкает и заботиться о других: как только это станет
ему по силам, просите его приносить домашние туфли вернувшимся с
работы родителям, помогать бабушке и т. д.
Уже
на втором году жизни приучайте ребенка делиться с окружающими сладостями,
игрушками. Позже, устраивая детские праздники, отводите ему роль
гостеприимного хозяина, угощающего и одаривающего вместе с вами
гостей. Поощряйте его щедрость, не журите за расточительство. Привычка,
не скупясь, делиться с другими, которую вы сфор мируете у ребенка,
станет залогом того, что из него не вырастет стяжатель.
Привычки
складываются постепенно, для этого надо, чтобы то или иное действие,
тот или иной поступок многократно и систематически повторялись.
Сначала малыш поступает так, как вы ему показываете и подсказываете,
а со временем у него появляется уже потребность поступать именно
так, как вы учили.
Но
пока привычка не закрепится, ребенок нуждается в -указаниях и контроле
старших. И очень важно, чтобы все члены семьи были едины и последовательны
в предъявляемых ему требованиях. Если один из них отменяет то, что
считает необходимым другой, если сегодня вы разрешаете ребенку то,
что запрещали вчера, если, наконец, предложив что-то сделать, тут
же забываете об этом, прочной привычки у него не выработается.
Не
менее важно поощрять добрым словом, лаской, но не вознаграждением
(вот тебе конфетка!) за то, что он поступил так, как должен был
поступить. Привычка получать награду в конечном итоге порождает
нехорошую черту характера - торгашество. Если же ребенок поступил
неправильно, выразите неудовольствие. Двух-трехлетние дети обычно
очень чутко реагируют на неодобрительный тон старших. Но не наказывайте
- любое наказание в этом возрасте совершенно нецелесообразно и вредно.
Добивайтесь своего спокойно: раздражительность, нервозность, муштра
- плохие помощники в воспитании.
Порой
у ребенка появляются ненужные, некрасивые и даже вредные привычки.
Откуда они берутся?
Одна из основных причин - отсутствие целенаправленного и своевременного
воспитания привычек полезных. Если, например, в семье не установлен
определенный режим дня, ребенок привыкает к беспорядочному образу
жизни. Если для каждой из его игрушек не отведено определенное-
место, он где попало разбрасывает вещи, оставляет одежду.
Нередко путь к нежелательному в поведении ребенка открывает дурной
пример взрослых. Если отец, спеша на работу, на ходу дожевывает
бутерброд, не удивляйтесь тому, что и малыш станет расхаживать с
куском в руке. А многие привычки мы, взрослые, сами буквально навязываем
ребенку. Приучаем, например, засыпать пой покачивании, под пение
колыбельной, в присутствии кого-нибудь из родителей. А ведь подобные
"снотворные" совершенно не нужны, сон - естественная потребность.
Другой
пример - кормление под аккомпанемент песен, сказок, уговоров. Из-за
того, что родители не считаются с тем, что у маленького ребенка
возможны вполне естественные колебания аппетита, они идут на любые
ухищрения, лишь бы съели малыши побольше, а у тех в результате нередко
даже при одном только виде пищи возникает рвота.
А сколько некрасивых привычек бывает у детей из-за неудобной одежды
или неудачной прически! Это и подергивания плечами, головой и неловкая
походка. В таких случаях необходимо как можно скорее устранить причину.
Раннее
детство только начало воспитания. И значительно легче развивать
и продолжать то, что уже приобретено, чем переучивать ребенка, ломать
нежелательные привычки.
Л.
И. КАПЛАН, кандидат психологических наук
|
|