|
Режим
первоклассника
Самый
трудный год учебы школьника - первый. Меняется весь уклад жизни
ребенка, появляются новые обязанности, заботы. И ко всему этому
нужно приспосабливаться, привыкать.
Чтобы
высидеть, например, все 40-45 минут урока на одном месте, нужна
особая тренированность, а ее пока не хватает. Ограничение в движении
первоклассники переносят наиболее тяжело. На протяжении всего урока
требуется от ученика и внимание, а способность концентрировать его
еще недостаточна. И писать, рисовать на первых порах тоже нелегко,
потому что мелкие мышцы кисти, участвующие в этих процессах, еще
не полностью развиты.
Чтобы
организм шести-семилетнего ребенка справился с предъявляемой нагрузкой,
чтобы обучение шло успешно и не в ущерб здоровью, необходимо рационально
организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок
его дня. Постараемся помочь вам в этом несколькими советами.
Поскольку
занятия в школе начинаются, как правило, в половине девятого, ребенок
должен вставать в 7 часов. Пусть не покажется такой подъем слишком
ранним. Ведь до завтрака нужно успеть застелить свою постель, сделать
гимнастику, умыться и причесаться, а детям этого возраста свойственна
медлительность.
На
гимнастику обратите особое внимание. Она помогает быстро преодолеть
сонливость, почувствовать себя бодрее. Наши наблюдения показали,
что дети, которые по утрам не выполняют физических упражнений, на
первых уроках менее активны, медленнее включаются в общий ритм занятий.
Между тем первые уроки обычно самые сложные - русский язык, математика.
С
7.30 до 7.50 - завтрак. Двадцати минут вполне достаточно, чтобы
школьник успел не только поесть, но и вымыть после еды свою посуду.
На
дорогу в школу оставьте столько времени, сколько нужно, чтобы она
стала спокойной прогулкой. Когда ребенок спешит, боясь опоздать
к началу занятий, то, заняв свое место за партой, он расслабляется
и не может быстро включиться в работу. Если школа близко, желательно,
чтобы до начала занятий ребенок побыл на свежем воздухе.
С
12 часов 30 минут, то есть с того времени, когда у первоклассников
кончаются уроки, ребенок, если только он не посещает группу продленного
дня, снова попадает под опеку родителей.
Полчаса
занимает обратная дорога, примерно в 13 часов он садится обедать.
Детям
ослабленным, легко и быстро утомляющимся рекомендуется час послеобеденного
сна, детям вполне здоровым и крепким - прогулка и игры на свежем
воздухе. Если ребенок днем спит, он идет на прогулку после сна.
Желательно,
чтобы прогулка была насыщена движениями. Пусть это будут игры с
мячом, со скакалкой, а зимой катание на санках с гор, на лыжах и
коньках.
Самое
лучшее время для приготовления домашних заданий - с 16 часов. Раньше
начинать нецелесообразно: физиологи установили, что между 14 и 15
часами возбудимость клеток коры головного мозга человека понижается,
а потому падает и работоспособность; повышается она снова к 16 часам.
С
самого начала приучайте школьника садиться за уроки в одно и то
же время. Будьте готовы к тому, что на первых порах это потребует
напоминаний и строгого, постоянного контроля.
Старайтесь
воспитывать у ребенка умение работать не только хорошо, но и быстро:
первоклассник должен тратить на приготовление уроков не больше часа.
Чтобы он меньше уставал, предложите ему чередовать выполнение письменных
и устных заданий.
Оставшееся
время лучше всего использовать для второй прогулки (первоклассник
должен ежедневно гулять в общей сложности не менее трех часов),
а также для занятий музыкой, рисованием, чтением.
В
19 часов - ужин (30 минут), а после него и до сна, то есть до половины
девятого,- так называемое свободное время. Пусть этот час ребенок
проведет, как ему хочется: займется игрушками, играет с другими
детьми, но только не в шумные, подвижные игры. Спать ложиться надо
не позднее 21 часа.
Следите
за тем, чтобы перед сном ребенок обязательно почистил зубы или прополоскал
рот, умылся, вымыл ноги. И не забудьте обязательно проветрить комнату.
Н.Н.Куинджи,кандидат
медицинских наук
|
|