Первые слова

Ребенок произнес первые слова. Радости нет конца: "Наш Вовочка сказал "папа" Сказал - "дедя"!" И почему-то сразу вся семья перестает нормально говорить. Уже не слышишь: "Вовочка хочет есть", а "Наш Вовусенька хотеть мням-мням. Бывает -o как это ни смешно! - что и сами родители обращаются друг к другу на этом "птичьем языке". А ребенок все слышит, впитывает звуки, как губка. Он мог бы сейчас открывать для себя все новые и новые значения слов и даже целых фраз. Но дома сплошной детский лепет. Беспечные родители не обращают серьезного внимания на то, как говорит ребенок, не устраняют дефекты в его речи вплоть до школы. Им забавно слышать, как малыш картавит, искажает слова.
Приходит Вовочка в школу, так и не научившись выговаривать какой-либо звук, или картавит, шепелявит. Одноклассники смеются над ним, и ребенок замыкается в себе, становится угрюмым, нелюдимым. На уроках старается отмалчиваться и, даже зная материал, предпочитает получить двойку, чем ответить.
Когда же бить тревогу? Когда умилительный младенческий лепет, милая картавость, присущая, в общем-то, всем малышам, становится сигналом неблагополучия?
Специалисты условно делят процесс развития речи ребенка на четыре этапа.
Младший дошкольный (до 4 лет) характеризует общая смягченность речи: "колёботька" (коробочка) и т. д. Как правило, малыши не произносят шипящие звуки, заменяют их свистящими: "сапка" (шапка), "суба" (шуба). Трудно произнести трехлетнему звук Р: он его опускает -"ыба" (рыба), "коова" (корова) или заменяет звуками Л, В: "лы-ба", "ковова". Звуки К, Г произносит как Т, Д: "дусь" вместо гусь, "тонфета" (конфета). Бывает, что один и тот же звук ребенок то произносит довольно четко, то искажает. Или сокращает слова, опуская трудные звуки и слоги, переставляя их: "поход" (пароход), "пасок" (сапог), "са-фоль" (фасоль).
Эти "ошибки" - так называемое физиологическое косноязычие - естественный этап в формировании детской речи. Голосовые связки и гортань у ребенка этого возраста короче, чем у взрослых, язык менее гибок и подвижен, занимает во рту больше места. А главное, центральные аппараты слуха и речи, находящиеся в коре головного мозга, еще недостаточно совершенны. Поэтому малыш подчас плохо различает звуки на слух, а движения его речевых органов не очень еще точны и согласованны. Но постарайтесь, чтобы этот этап не затянулся.
Время от времени поправляйте малыша, пусть привыкает к чистой речи. И никогда не забывайте, что ваша речь - пример для ребенка, не искажайте слова, говорите ясно, четко артикулируя, выговаривая каждый звук. Нельзя торопиться, съедать слоги и окончания. А еще следите за своим тоном - не будьте крикливы, но и не бурчите себе под нос. Ребенок воспринимает ваши интонации, их богатство, окраску. Веселый, живой голос матери - это тоже урок речи.
В 4 года начинается новый этап-средний дошкольный.. Ребенок значительно лучше произносит согласные, не смягчает их, пытается справиться даже с шипящими. Сначала это не очень выходит, затем все лучше, лучше. Произношение его неустойчиво, он говорит то правильно, то неправильно: "зук" (жук), "мальцик" (мальчик) и тут же - "часы", "человек". Бывает, что ребенок, научившийся правильно произносить шипящие или Р, злоупотребляет ими: "шад" (сад), "рампа" (лампа), "жонтик" (зонтик). Он путается, не может сразу ориентироваться в звуках - где, какой, как произнести. Если малыш в 4-5 лет еще плохо произносит Л и Р, не волнуйтесь, пока это не страшно. Ненавязчиво, в игре, побуждайте его снова и снова произносить трудные слова. И не смейтесь над ним, старайтесь не обидеть.
В 5-6 лет (старшая группа) речь заметно улучшается. Ребенок владеет большим запасом слов, хорошо строит сложные фразы, пользуется обобщающими словами, чувствует тонкие смысловые оттенки. Меняется и произношение: уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков(за исключением очень трудных, незнакомых слов). Более того, ребенок замечает недостатки в произношении других, даже взрослых, и радуется, когда может кого-то поправить. К этому возрасту речевой аппарат у детей вполне готов к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Если же что-то не ладится (шипящие произносятся недостаточно четко, Р заменяется Л или Л слишком мягкое, звуки смешиваются, один употребляется вместо другого и т. д.), нужно тренировать ребенка, исправлять его речь. Главное - развить слуховое внимание, научить слышать определенный звук и воспроизводить его.
К 6 годам, к школе (подготовительная группа) ребенок должен в совершенстве овладеть всеми звуками родного языка и правильно их употреблять. Иногда наблюдается некоторая нечеткость речи, неряшливое произношение.
Обычно это дети, которые вообще говорят быстро, торопясь, захлебываясь. Если же нарушения речи серьезны, причину их ищите не в возрасте. Может быть, виновно неправильное строение речевых органов (раздвоенная губа, расщепленное небо - волчья пасть) или частые тяжелые заболевания, нервные потрясения. Выяснит причину и назначит лечение только врач-психоневролог и логопед, и чем быстрее вы обратитесь к ним, тем лучше. Помните, что даже самые тяжелые нарушения речи в этом возрасте исправимы. Потом будет гораздо труднее.


В. ДОБРИДЕНЬ, дефектолог

 
Веселые обучалки, развивающие игры, потешки и скороговорки Семейный Меридиан, все для родителей: беременность, роды, грудное вскармливание, 
	  воспитание ребенка, детская психология, взаимоотношения женщины и мужчины, карьера, дружба, любовь, ревность Папашины заметки
На главную Статьи о воспитании Развивающие игры

Сайт для детей и родителей © 2012
счетчик посещений besucherzahler russian mail order brides
Hosted by uCoz