|
Первые
слова
Ребенок
произнес первые слова. Радости нет конца: "Наш Вовочка сказал
"папа" Сказал - "дедя"!" И почему-то сразу
вся семья перестает нормально говорить. Уже не слышишь: "Вовочка
хочет есть", а "Наш Вовусенька хотеть мням-мням. Бывает
-o как это ни смешно! - что и сами родители обращаются друг к другу
на этом "птичьем языке". А ребенок все слышит, впитывает
звуки, как губка. Он мог бы сейчас открывать для себя все новые
и новые значения слов и даже целых фраз. Но дома сплошной детский
лепет. Беспечные родители не обращают серьезного внимания на то,
как говорит ребенок, не устраняют дефекты в его речи вплоть до школы.
Им забавно слышать, как малыш картавит, искажает слова.
Приходит
Вовочка в школу, так и не научившись выговаривать какой-либо звук,
или картавит, шепелявит. Одноклассники смеются над ним, и ребенок
замыкается в себе, становится угрюмым, нелюдимым. На уроках старается
отмалчиваться и, даже зная материал, предпочитает получить двойку,
чем ответить.
Когда
же бить тревогу? Когда умилительный младенческий лепет, милая картавость,
присущая, в общем-то, всем малышам, становится сигналом неблагополучия?
Специалисты
условно делят процесс развития речи ребенка на четыре этапа.
Младший
дошкольный (до 4 лет) характеризует общая смягченность речи: "колёботька"
(коробочка) и т. д. Как правило, малыши не произносят шипящие звуки,
заменяют их свистящими: "сапка" (шапка), "суба"
(шуба). Трудно произнести трехлетнему звук Р: он его опускает -"ыба"
(рыба), "коова" (корова) или заменяет звуками Л, В: "лы-ба",
"ковова". Звуки К, Г произносит как Т, Д: "дусь"
вместо гусь, "тонфета" (конфета). Бывает, что один и тот
же звук ребенок то произносит довольно четко, то искажает. Или сокращает
слова, опуская трудные звуки и слоги, переставляя их: "поход"
(пароход), "пасок" (сапог), "са-фоль" (фасоль).
Эти
"ошибки" - так называемое физиологическое косноязычие
- естественный этап в формировании детской речи. Голосовые связки
и гортань у ребенка этого возраста короче, чем у взрослых, язык
менее гибок и подвижен, занимает во рту больше места. А главное,
центральные аппараты слуха и речи, находящиеся в коре головного
мозга, еще недостаточно совершенны. Поэтому малыш подчас плохо различает
звуки на слух, а движения его речевых органов не очень еще точны
и согласованны. Но постарайтесь, чтобы этот этап не затянулся.
Время
от времени поправляйте малыша, пусть привыкает к чистой речи. И
никогда не забывайте, что ваша речь - пример для ребенка, не искажайте
слова, говорите ясно, четко артикулируя, выговаривая каждый звук.
Нельзя торопиться, съедать слоги и окончания. А еще следите за своим
тоном - не будьте крикливы, но и не бурчите себе под нос. Ребенок
воспринимает ваши интонации, их богатство, окраску. Веселый, живой
голос матери - это тоже урок речи.
В
4 года начинается новый этап-средний дошкольный.. Ребенок значительно
лучше произносит согласные, не смягчает их, пытается справиться
даже с шипящими. Сначала это не очень выходит, затем все лучше,
лучше. Произношение его неустойчиво, он говорит то правильно, то
неправильно: "зук" (жук), "мальцик" (мальчик)
и тут же - "часы", "человек". Бывает, что ребенок,
научившийся правильно произносить шипящие или Р, злоупотребляет
ими: "шад" (сад), "рампа" (лампа), "жонтик"
(зонтик). Он путается, не может сразу ориентироваться в звуках -
где, какой, как произнести. Если малыш в 4-5 лет еще плохо произносит
Л и Р, не волнуйтесь, пока это не страшно. Ненавязчиво, в игре,
побуждайте его снова и снова произносить трудные слова. И не смейтесь
над ним, старайтесь не обидеть.
В
5-6 лет (старшая группа) речь заметно улучшается. Ребенок владеет
большим запасом слов, хорошо строит сложные фразы, пользуется обобщающими
словами, чувствует тонкие смысловые оттенки. Меняется и произношение:
уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков(за исключением
очень трудных, незнакомых слов). Более того, ребенок замечает недостатки
в произношении других, даже взрослых, и радуется, когда может кого-то
поправить. К этому возрасту речевой аппарат у детей вполне готов
к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.
Если же что-то не ладится (шипящие произносятся недостаточно четко,
Р заменяется Л или Л слишком мягкое, звуки смешиваются, один употребляется
вместо другого и т. д.), нужно тренировать ребенка, исправлять его
речь. Главное - развить слуховое внимание, научить слышать определенный
звук и воспроизводить его.
К
6 годам, к школе (подготовительная группа) ребенок должен в совершенстве
овладеть всеми звуками родного языка и правильно их употреблять.
Иногда наблюдается некоторая нечеткость речи, неряшливое произношение.
Обычно
это дети, которые вообще говорят быстро, торопясь, захлебываясь.
Если же нарушения речи серьезны, причину их ищите не в возрасте.
Может быть, виновно неправильное строение речевых органов (раздвоенная
губа, расщепленное небо - волчья пасть) или частые тяжелые заболевания,
нервные потрясения. Выяснит причину и назначит лечение только врач-психоневролог
и логопед, и чем быстрее вы обратитесь к ним, тем лучше. Помните,
что даже самые тяжелые нарушения речи в этом возрасте исправимы.
Потом будет гораздо труднее.
В. ДОБРИДЕНЬ, дефектолог
|
|