Сон и бодрствование

  Существует изречение: "Сон для организма- все равно, что завод для часов". Во сне накапливаются силы для завтрашнего дня, отдыхает нервная система, создаются предпосылки высокой работоспособности и бодрого настроения. Согласно современным представлениям, сон не только отдых мозга, но и фаза его своеобразной активной деятельности, особой переработки информации, полученной днем.
Великое благо для человека- уметь засыпать быстро, спать достаточно долго и крепко. Да, именно уметь, ибо качество сна во многом зависит от сформировавшихся с детства привычек.

Суточный ритм сна и бодрствования принадлежит к числу основных биологических ритмов организма. Он как бы запрограммирован самой природой в полном согласии с ее естественными ритмами: день - ночь, восход - закат, свет-темнота. И тем не менее этот ритм устанавливается не сам собой, а вырабатывается постепенно, под влиянием режима и окружающих условий.

Возраст Количество часов в сутки
1 год 16-17
2-3 года 14-16
4-5 лет 13-14
6-7 лет 12-13
8-10 лет 11-12
11-12 лет 10-12
13-14 лет 9,5-10

Исследователи, занимающиеся физиологией раннего возраста, провели такой опыт: за новорожденным ребенком было установлено беспрерывное круглосуточное наблюдение. Его поведение, фиксировавшееся каждую минуту, было затем условно изображено на бумаге в виде чередования четырех цветов: спокойный сон обозначался черным, беспокойство - красным , кормление - желтым, спокойное бодрствование - голубым.
В первую неделю-полторы в этом своеобразном цветовом дневнике голубая краска почти отсутствовала, а черные и красные участки перемежались одинаково беспорядочно в течение всех суток. Лишь желтый цвет выделялся в этом хаосе четкой повторяемостью: в промежутке, соответствующем времени от 6 утра до 12 ночи, на равных расстояниях друг от друга выстраивались шесть желтых квадратиков.
Примерно с третьей недели пространство между последним и первым желтыми квадратиками (от 12 ночи до 6 утра) стало все меньше и меньше пересекаться красными участками, превращаясь в почти беспрерывную черную полосу: ребенок "усвоил", что ночь существует для сна.
Краски дня тоже начали чередоваться в более четком порядке. Все чаще и чаще, как кусочки весеннего неба, стали мелькать вслед за желтыми сначала совсем узенькие, а потом все более и более расширяющиеся голубые полоски: сытый малыш стал спокойно бодрствовать, а потом почти совсем мирно- лишь кое-где мелькнет красный штришок - засыпать...
Первый водитель ритма сна - правильный режим кормления. Именно с этого начинается вся организация режима дня новорожденного, это стержень, вокруг которого создается все остальное.
Важное значение имеет, конечно, и гигиена сна. Днем, если позволяет погода, лучше всего укладывать ребенка на открытом воздухе. Движение воздушных масс, их освежающая прохлада, достигая личика ребенка, действуют успокаивающе и усыпляюще. Даже самые "бессонные" дети на воздухе обычно засыпают быстро и крепко.
Если ребенок спит в комнате, ее надо предварительно проветрить, а когда погода позволяет, оставлять окно или форточку открытой. Ведь во время сна увеличивается потребность мозга в кислороде, и его нельзя держать на голодном пайке.
Не следует чрезмерно укутывать малышей, укрывать тяжелыми одеялами. Жара и духота - враги хорошего сна. А хороший сон - значит, во-первых, нормальный по длительности (не слишком короткий и не слишком продолжительный) и, во-вторых, достаточно глубокий и спокойный.
Потребность в сне, соотношение между сном и бодрствованием меняются в зависимости от возраста. Ребенок первых месяцев жизни спит 20-22 часа в сутки. Годовалый - уже только 16-17 часов, отдавая бодрствованию почти целый "рабочий день" -правда, с двумя перерывами.
Чем старше ребенок, тем больше увеличиваются периоды его бодрствования. С 6-7 лет дети обычно переходят к так называемому монофазному сну: как и большинство взрослых, они уже не спят днем, и сутки делятся для них на два периода - бодрствование и сон. Впрочем, и для семилетних послеобеденный отдых в постели весьма желателен.
Во многих семьях нет проблемы укладывания- пришло время, и ребенок охотно отправляется спать. Но разве мало и таких семей, где буквально каждый вечер начинаются уговоры, пререкания, споры? Спорят взрослые, решая, можно или нельзя позволить ребенку посидеть еще полчаса. Упрямится, капризничает сам малыш, уверяя, что ему совершенно не хочется спать. И действительно, уложенный в конце концов в постель, он мучительно долго не засыпает. Надо сказать, что детский негативизм ярче всего проявляется именно в такой ситуации. А почва для негативной реакции создается неправильными установками взрослых, отсутствием необходимой твердости, четкого режима.
Время отхода ко сну должно быть совершенно незыблемым. Детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется укладывать в восемь часов вечера, с девяти лет -на час позже. Но когда - не единственный вопрос; не менее важно - как.
Родители, приучившие ребенка к тому, что возле его кроватки обязательно кто-то сидит, рассказывая сказки или напевая песни, знают, как ведет себя малыш, если лишить его этих привычных условий: будут слезы, капризы, недовольство.
Ребенок не может сразу перейти от активного бодрствования ко сну. Какой-то постепенный переход, мягкий, спад столь присущей детям активности необходим. Но, конечно, создавать это предсонное состояние надо не тогда, когда ребенок уже в постели, а на час-полтора раньше.
Постарайтесь переключить малыша с шумных игр на тихие и спокойные занятия. Можно и сказку рассказать, но, конечно, не страшную; можно и песню спеть или дать послушать пластинку, магнитофонную запись, но мелодичную, в спокойных ритмах. Можно и, пожалуй, даже необходимо просто посидеть с ним, ласково поговорить. Нельзя допускать, чтобы ребенок засыпал огорченным или не получившим ответа на какой-то волнующий его вопрос.
Минут за двадцать до укладывания надо напомнить малышу, что пора умываться и спать. А после гигиенических процедур маленького можно отнести в кроватку, более старшего отвести за руку или просто пойти с ним, помочь раздеться, если такая помощь необходима, пожелать ему спокойной ночи- и уйти.
А как быть, если детей приходится укладывать в той же- комнате, где взрослым надо в это время продолжать свои обычные дела? Некоторые родители считают, что в таких условиях необходимо приучать ребенка спать при включенном телевизоре или радио, ярком электрическом свете, громких разговорах. Это, конечно, неправильно: если он и засыпает в подобной обстановке, сон не бывает достаточно глубоким и спокойным.
Желательно отделить для ребенка часть комнаты, создав более или менее изолированный отсек. Пока он не уснул, необходимо говорить тихо, стараться меньше ходить, не хлопать дверьми. Потом можно сделать освещение поярче, но так, чтобы кроватка оставалась затемненной. Дело в том, что свет достигает чувствительного аппарата глаз через закрытые веки и может влиять на глубину сна.
Спящего малыша надо избавить и от сильного шума, внезапных резких звуков. Разговоры следует вести вполголоса и на минимальную громкость настраивать всю звучащую домашнюю технику.
Сон - своего рода зеркало физического и психического благополучия ребенка. И если режим создан правильный, гигиенические требования соблюдены, а сон все-таки не налаживается, надо подумать: здоров ли ребенок?
Плохо спят дети, страдающие хроническими заболеваниями носоглотки. Разрастания аденоидной ткани, увеличенные миндалины, затрудняя дыхание, делают сон прерывистым. Ребенка может беспокоить ночью и зуд, вызванный острицами.
Наконец, нарушения сна - один из самых постоянных симптомов повышенной нервной возбудимости. Нервные дети во сне вскрикивают, скрипят зубами,часто просыпаются, боятся темноты; у них нередко развивается ночное недержание мочи. Впрочем, это расстройство может быть связано и с другими причинами, в том числе с такой, казалось бы, малосущественной, как слишком холодная постель.
Когда ребенок, особо чувствительный к резкой перемене температуры, снимает с себя дневное белье, надевает несогретую ночную рубашку и ложится на прохладную простыню, у него происходит сужение поверхностных кровеносных сосудов. Эта сосудистая реакция влечет за собой более интенсивное кровенаполнение внутренних органов. Так как через почки начинает протекать больше крови, они в большем количестве выделяют мочу. Мочевой пузырь переполняется, и через час-два ребенок просыпается мокрым...
Неприятности подобного происхождения нетрудно устранить, предварительно согрев постель или ночное белье.
Разумеется, выяснить истинную причину ночного недержания мочи может врач, а в зависимости от причины будут рекомендованы меры профилактики.
Проблема гигиены сна остается актуальной и тогда, когда ребенок подрастает. Но на смену одним трудностям приходят другие.
Школьники, к сожалению, очень часто недосыпают. До позднего вечера сидят не только за уроками - нередко и у телевизора и за интересной книгой, а то и просто так, без всякого дела.
Подростковый возраст- возраст самоутверждения. Подросток не желает, чтобы его опекали, чтобы ему, как маленькому, говорили: "Иди спать". Он хочет быть на равном положении со взрослыми, сам распоряжаться своим временем.
В поисках собственных решений проблемы сна некоторые школьники ложатся спать на два-три часа днем,после занятий, а уроки делают до глубокой ночи, уверяя, что в такой обстановке материал лучше усваивается. Надо постараться убедить подростка в том, что такая ломка режима очень рискованна. Она может привести к бессоннице, а вместе с ней придут головная боль, вялость, снижение умственной и физической работоспособности.
Правильный ритм сна и бодрствования надо формировать с самого раннего детства, и тогда сон всю жизнь будет таким, каким должен быть,-бодрящим, укрепляющим, освежающим!

Ж.М. Минасян, кандидат медицинских наук

 
Веселые обучалки, развивающие игры, потешки и скороговорки Семейный Меридиан, все для родителей: беременность, роды, грудное вскармливание, 
	  воспитание ребенка, детская психология, взаимоотношения женщины и мужчины, карьера, дружба, любовь, ревность Папашины заметки
На главную Статьи о воспитании Развивающие игры

Сайт для детей и родителей © 2012
счетчик посещений besucherzahler russian mail order brides
Hosted by uCoz