Ступеньки развития

 
Ученые разделяют все детство и отрочество на ряд периодов, характеризующихся своими анатомическими, физиологическими, функциональными особенностями. Эти периоды точно ступеньки, по которым шагает маленький человек, подымаясь к своему возмужанию.
Возраст от года до семи - пора, когда формируются эмоции, черты характера, способности. Конечно, это не может происходить без трудностей. Надо знать о них и уметь предупредить возможные отклонения от нормы.
Годы от одного до трех принято называть периодом раннего, или ясельного, возраста, от трех до семи - дошкольным периодом. Конечно, при всех отличиях между ними нет и не может быть резкой грани. Нельзя думать, что если вы сорвали листок календаря с датой рождения ребенка, то сегодня он уже не такой, каким был вчера. У одних детей черты, свойственные раннему детству, сохраняются дольше, другие быстрее поднимаются на следующую ступеньку.

Вы привыкли к тому, что на первом году жизни ваш ребенок ежемесячно прибавлял в росте и весе, после года эти показатели увеличиваются уже не так быстро. В этот период наступает пора очень интенсивного развития речи, мышления, движений.
Повышается работоспособность нервных клеток. Совершенствуются органы чувств, а это становится базой для более активного познания окружающего мира и приспособления к нему.
Если ребенок здоров, получает полноценное питание, за ним хорошо и с любовью ухаживают, то он полон энергии. Двигательная активность - характерная черта раннего возраста. Взрослым подчас непонятно, зачем малыш стремится проникнуть во все уголки, что заставляет его залезать под стол, под кровать, карабкаться на лестницу, пытаться сдвинуть с места тяжелую садовую скамейку, кружиться вокруг деревьев. Разве не лучше ему во время прогулки чинно идти за руку с мамой или бабушкой, а дома посидеть, занимаясь игрушками? Нет, не только не лучше, а просто немыслимо!
От однообразной позы и однообразных действий, даже от размеренной ходьбы в одном и том же направлении малыш очень устает. Ребенок много двигается потому, что движение доставляет ему наслаждение, потому, что оно является для него внутренней потребностью; его растущее тело жаждет движений. И действительно, каким иным путем будет он развивать свой опорно-двигательный аппарат - кости, мышцы, связки, как научится преодолевать сначала маленькие, а потом и большие препятствия и расстояния?
Но двигательную активность ребенка надо разумно направлять, руководить ею. В детских садах с детьми раннего возраста проводят специальные упражнения: их учат подыматься вверх по доске, приподнятой с одной стороны сначала на 10, а затем и на 15, 20, 25, 30 сантиметров от пола, сходить с нее, влезать на небольшую стремянку, бросать мячи в цель, перешагивать через веревку или палку, делать простые гимнастические упражнения.
Все это вполне доступно и дома: Учите ребенка не только двигаться, а и сдерживать движения - допустим, не бежать, пока не будет дана команда, по команде останавливаться, переходить с бега на ходьбу и так далее.
Совершенствование тормозных реакций - одна из важных задач воспитания ребенка, для ее решения можно использовать и спокойные занятия, и подвижные игры.
После года наряду с моторикой усиленно развивается речь - этот тонкий и сложный инструмент человеческого общения. Именно в силу своего интенсивного развития и своей сложности речь становится нередко особенно уязвимой, представляет собой то "слабое звено", которое страдает в первую очередь при различных неблагоприятных воздействиях. Перенес ли ребенок инфекционное заболевание, пережил ли испуг, сильное огорчение - реакция может быть одинаковой: он начинает заикаться, а иногда на некоторое время вообще перестает говорить. Это чаще всего случается с детьми чрезмерно возбудимыми, впечатлительными, нервными. Заикание и есть, по существу, одно из проявлений невроза.
По возможности оберегая ребенка от всяких потрясений и заболеваний, надо заботиться и о том, чтобы он был достаточно вынослив, уравновешен. А это достигается прежде всего правильным, соответствующим возрасту режимом дня, спокойной обстановкой в семье, ровным, мягким обращением с ребенком.
Если высокая двигательная активность малыша подчас утомляет и даже раздражает родителей, то быстрое развитие его речи становится источником общего восхищения. Вас умиляет каждое его новое слово, каждая фраза. А как забавно, когда в лексиконе маленького ребенка появляются сложные слова и термины, когда он без труда начинает запоминать стихи! И вы учите его всему этому, радуясь быстрым успехам, охотно демонстрируете гостям своего маленького Цицерона.
Хочется предостеречь родителей: речевые перегрузки - одна из причин заикания у детей в возрасте от 2 до 5 - 6 лет.
В этот период у ребенка могут возникнуть различные страхи: он боится темной комнаты, собак, чужих людей, судорожно цепляется за маму, оказавшись с ней где-нибудь в незнакомом месте.
Вам кажется странным, что малыш, который до трех или четырех лет спокойно засыпал сам, теперь, оставаясь один в комнате, отчаянно плачет и требует, чтобы кто-нибудь был возле него. Но в этом есть своя логика. Примерно после трех лет у ребенка особенно сильно развивается воображение, он уже неплохо ориентируется в окружающем, но еще недостаточно отличает реальное от нереального. Если вы рассказывали ему устрашающие сказки, он теперь населяет темноту сказочными персонажами и по-настоящему страдает в эти минуты.
Вам придется исправить свою ошибку и постараться избавить ребенка от страха. Несколько вечеров вы посидите возле его кроватки, потом отодвинетесь подальше, а затем оставите приоткрытой дверь в комнату, где он спит. Постепенно острота его впечатлений сгладится, и он снова начнет засыпать один.
Период "страхов" обычно быстро проходит, если родители ведут себя правильно. Не заставляйте ребенка во что бы то ни стало войти в темную комнату, а войдите в нее сами, зажгите свет и покажите, что здесь ничего нет страшного. Не настаивайте на том, чтобы он погладил собаку, которую боится, - погладьте, покормите ее у него на глазах.
Страхи в какой-то мере естественны для детей. Но все же они сигнализируют о том, что ребенок возбудим и требует особенно бережного отношения.
Точно так же должно вас насторожить появление дурных привычек: ребенок вдруг начинает сосать палец, грызть ногти. Обычно дети прибегают к этим действиям в минуты волнения, огорчения, когда им скучно или нездоровится. Проследите: так ли бывает с вашим малышом? Если так, надо, борясь с дурной привычкой, постараться устранить ее причину.
Трех-четырехлетний ребенок приветлив, уступчив, но очень обидчив. Вы можете ранить его неосторожным словом, бросив в сердцах замечание типа "Какой ты сегодня противный!", "Ну, как ты мне надоел!" или резко оборвав его, когда он, радостный, бежит к вам, чтобы рассказать что-нибудь.
Один отреагирует на обиду слезами, другой - упрямым молчанием, третий - вспышкой гнева. Так может родиться стремление поступать вразрез с требованиями старших.
Некоторые педиатры называют возраст в три года "первым возрастом упрямства" (второй они относят к 12 - 14 годам). Действительно, ваш покладистый сын или дочка вдруг могут стать в этот период строптивыми, упорно отказывающимися выполнить какое-то ваше требование, могут очень некрасиво, топая ногами, даже бросаясь на пол (на научном языке это называется двигательным возбуждением), настаивать на выполнении желаемого.
Попытка "переломить" упрямца, во что бы то ни стало настоять на своем обычно не приводит к успеху: чем больше вы раздражаетесь, тем больше он возбуждается.
Лучше постараться быстро переключить внимание ребенка или "не заметить" его поведения, спокойно отвернуться и заняться своим делом. Но при всех условиях ребенок должен усвоить, что просьба, выраженная таким способом, не будет выполнена. Будьте сами спокойными, выдержанными, и упрямство останется коротким эпизодом.
К трем годам наступает пора бесконечных "почему?", "зачем?", "когда?", "как?". А немного позже возникает серия вопросов, которые ставят в тупик многих родителей: "Откуда я взялся?", "Откуда вообще берутся дети?"
Самое плохое - показать в таких случаях свою растерянность или оборвать малыша: "Тебе еще рано это знать!" Подготовьтесь к ответу, с тем чтобы сказать ребенку ту часть правды, которую он способен воспринять, и сказать ее, отнюдь не подчеркивая исключительности темы,
Неправильная реакция родителей на подобные вполне естественные вопросы, отражающие отнюдь не "испорченность", а любознательность ребенка, рождает у него представление о том, что он вторгся в какую-то особую, запретную область. В следующий раз он будет осторожнее и скроет от родителей свои раздумья и догадки. А это будет для вас большой утратой.
Любовь родителей к детям неизменна. Но задумываетесь ли вы над тем, что вам надо еще и дружить со своим ребенком? Именно в ранние годы закладываются основы этого взаимного доверия, которое так необходимо обеим сторонам.
Стараясь быть признанным другом и главным доверенным лицом своего ребенка, не лишайте его привязанности к сверстникам.
Малыш в возрасте года-двух охотно играет один или просто рядом с кем-нибудь. После трех лет возрастает потребность в более близком общении с однолетками. Если ваш ребенок не посещает детский сад, позаботьтесь о том, чтобы у него были друзья его возраста. В играх, в различных коллизиях детских взаимоотношений тренируется умение подчиняться определенным правилам, формируются нравственные представления.
Приближается огромной важности событие - скоро ребенок пойдет в школу. Очень важно, чтобы к этому времени он был достаточно, выражаясь современным языком, коммуникабельным, умел найти свое место в детском коллективе.



Кандидат медицинских наук Ж. М. Минасян



 
Веселые обучалки, развивающие игры, потешки и скороговорки Семейный Меридиан, все для родителей: беременность, роды, грудное вскармливание, 
	  воспитание ребенка, детская психология, взаимоотношения женщины и мужчины, карьера, дружба, любовь, ревность Папашины заметки
На главную Статьи о воспитании Развивающие игры

Сайт для детей и родителей © 2012
счетчик посещений besucherzahler russian mail order brides
Hosted by uCoz