Ребенка надо учить трудиться

  Раннее интеллектуальное развитие детей стало скорее правилом, чем исключением. Но родителей волнует вопрос, как к этому относиться. Принимать как счастливый подарок судьбы? А может быть, радоваться нечему и лучше иметь ребенка, развивающегося по общепринятым нормам? Не теряет ли что-то малыш, рано приобретая знания, не слишком ли дорога их цена, если он может поплатиться здоровьем или приобрести в будущем характеристику человека "не от мира сего"? А может быть, все опасения напрасны, и раннее развитие сыграет положительную роль в формировании интеллекта?
Одни родители утверждают, что раннее развитие зависит от врожденных способностей ребенка, другие считают, что все дело в воспитании.
Кто же прав? Правы и те и другие, но только частично. Педагогика не отрицает значения врожденных факторов, но ведущая роль в психическом развитии ребенка отводится воспитанию. И здесь мы подходим к главному вопросу: как воспитывать? Что должны взрослые дать маленьким эрудитам и вообще всем детям, ибо, почти каждый из них - потенциальный эрудит?

Большинство родителей считают само собой разумеющимся, что умственное развитие - это запоминание букв, цифр, стихов и так далее. Им и в голову не приходит, что истинно полезная для маленького ребенка, интеллектуально развивающая его деятельность - это те на первый взгляд примитивные занятия, которым они придают столь мало значения.
Ну чем, в самом деле, занято время малыша? Что он делает? Бросает кубики, стучит ими друг о друга, сует в узкое отверстие широкий предмет, пробует катать вместо шарика кубик...
Присмотритесь к этим действиям повнимательнее, и вы поймете, что они несут в себе важные функции. Играя, ребенок осваивает прямые и обратные действия: открывает-закрывает коробку, насыпает-высыпает песок из ведра, собирает и разбрасывает шарики, бросает и ловит мяч, снимает и надевает кольца на пирамидку.
Он познает свойства предметов (большой - маленький, твердый - мягкий, легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Малыш узнает, что одновременно предмет не может обладать взаимоисключающими свойствами, например, быть сухим и мокрым, что свойства его относительны - большой мяч становится маленьким, если его сравнивать с еще большим.
Понимание и освоение мира приходят в решении сначала практических и лишь затем - умственных задач. Эта последовательность объективна - человек не может овладеть высшими формами мышления, перескочив через стадии формирования более ранних. Прежде чем научиться оперировать образами предметов, то есть выполнять действия в уме, необходимо иметь опыт действия с ними в конкретной предметной ситуации.
У детей второго года жизни анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с самим предметом, с фактическим расчленением его на части, соединением элементов в одно целое и т. д. В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер. Но в его недрах постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем - отвлеченное, логическое.
Более ранние формы мышления как бы свертываются, но не исчезают бесследно. В нужный момент взрослый человек извлекает их из глубин своего сознания, прибегая к ним избирательно в зависимости от сложности стоящей перед ним задачи.
Мы говорим об этом, чтобы еще раз напомнить родителям, что нельзя свести развитие всей интеллектуальной деятельности ребенка к запоминанию 33 букв алфавита и 10 цифровых знаков. Это не только "стратегически" неглавные знания в обширной программе освоения окружающего мира, это ничтожно мало по сравнению с тем, что он может и должен получить от предметной практической деятельности.
Но, скажут родители, мы же не заставляем ребенка читать? Он выучил буквы сам. Значит, у него есть особая потребность в этом?
В лаборатории раннего возраста НИИ дошкольного воспитания было проведено многостороннее изучение потенциальных возможностей детей раннего возраста, и в частности предпосылок раннего обучения чтению.
Работа велась в течение двух лет в яслях-саду № 406 Октябрьского района Москвы. С детьми (с каждым отдельно) занимались воспитатели под руководством автора этих строк. Занятия не превышали 5 - 7 минут и прерывались по инициативе малыша, если он выражал желание закончить их раньше.
В процессе работы стало ясно, что ребенок 1,5 - 2 лет сам, то есть без инициативы взрослых, выучить буквы не может, даже если они изображены на кубиках, лото или на игрушках.
Как же начинается первое знакомство с буквами? Ребенок рассматривает замысловатые "узоры" - буквы, они вызывают его любопытство, хотя он не стремится их запомнить. Запоминание начинается после того, как взрослый неоднократно, регулярно, изо дня в день называет буквы ребенку.
Малышу помогают и сравнения начертаний буквы с реальными предметами: "о" - кружок, бараночка; "у" - трубочка, дудочка и т. д. Наблюдается и обратное явление, когда дети начинают отождествлять с буквами предметы, похожие на их очертания. "Мою пол, а Сереженька (2 года 6 месяцев) смотрит на швабру и кричит: "Т, т, т". Вначале я не поняла, что он хочет сказать, а потом догадалась - он узнал очертания буквы "т" в швабре", - пишет одна из матерей.
Точно такое же явление наблюдали и описали другие родители. Для их ребятишек турник во дворе стал буквой "п", веревка, натянутая между двумя столбами, - "н", а маленькая Оксана (2 года 8 месяцев) очертания букв стала находить даже... в откусанных ею кусочках хлеба!
Первые две-три буквы малыш запоминает, прилагая определенные усилия, а затем догадывается, что изображение, которое он рассматривает, должно иметь название, так же, как и любая картинка - петушок, собачка, кошка. Вот с этого момента он начинает, как это подметили многие родители, требовать, чтобы взрослые назвали незнакомую букву. И запоминает ее название так же, как названия всех предметов, которые его окружают. Да и сами буквы не осознаются ребенком как графическое изображение звуков родного языка, как элемент печатного слова. Для маленького ребенка буква - это тоже предмет. Несколько позднее он начнет находить знакомые буквы на вывесках, рекламах, в заголовках газет.
Наше исследование показало, что практически все здоровые дети 2 - 3 лет способны запомнить алфавит, а в 3 - 3,5 года - научиться читать отдельные слова.
И все же этот опыт не позволяет нам рекомендовать раннее обучение. Нужно принять во внимание, что наши занятия осуществлялись специалистами, велись адекватными возрасту методами под строгим медицинским контролем. В домашних условиях это невозможно. Бессистемное "натаскивание" сопряжено для ребенка с известными нервными перегрузками, оно может только помешать последующему обучению грамоте в старшие дошкольные и школьные годы.
Конечно, из всего сказанного вовсе не следует, что надо отобрать у ребенка книги, стараться, чтобы на глаза ему не попадались цифры.
Пусть в игрушечном хозяйстве малыша остаются и кубики с буквами и сказки. Пусть даже по его просьбе (только так!) вы и назовете ему букву и поможете прочесть слово. Но обязательно организуйте его разнообразные игры и занятия, прививайте ему любовь к непосредственной "трудовой", предметной деятельности. Необходимо, чтобы уже на втором-третьем году жизни малыш овладевал под руководством взрослых рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. После года он понемногу начинает конструировать несложные модели знакомых предметов: под руководством взрослого строит башню, накладывая друг на друга одинаковые кубики или кирпичики, выкладывает из них дорожки и т. д.
Дети старше полутора лет могут конструировать мебель: диванчик из двух кирпичиков, положенных плашмя, и двух, расположенных сзади; кроватку из кирпичика, положенного плашмя, и двух, расположенных по краям. Покажите ему, как строить два разных предмета, например, диван и стол, кроватку и стул, отличающихся своей конструкцией.
С двух лет следует проводить занятия по рисованию и лепке. Взрослый показывает ребенку, как можно на листе бумаги изобразить знакомые ему предметы - мяч, шар, яблоко, апельсин и даже явления природы: дождь капает, ручейки текут, снежок падает, солнышко светит. Важно всячески поощрять в ребенке инициативу, творчество, не требовать от него точного копирования образца.
Познакомьте малыша со свойствами глины или размягченного пластилина, затем обучите техническим приемам: отрывать, раскатывать, соединять. Первые его поделки несложны: палочки, столбики, "колбаски", шарики, затем баранки, колесики и более сложные - пирамидки, грибки.
Несколько позднее ребенку становятся доступны занятия с клеем и бумагой, которые тоже могут дать много - малыш научится составлять аппликации из геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Можно давать ребенку определенные задания: наклеить бусы, шарики, мячи, фонарики, домик.
Если у вашего малыша есть особое тяготение к музыке, рисованию, счету и вы хотите, чтобы он нашел применение своим способностям в будущем, позаботьтесь о том, чтобы его физическое здоровье позволило осуществить этот план. Однако и здесь-никаких экспериментов! Пусть ребенок занимается гимнастикой, выполняет соответствующие возрасту упражнения, но следите, чтобы соблюдались апробированные и утвержденные нормы нагрузок.
Опыт тех читателей, которые рассказали нам о своих уже взрослых (или взрослеющих) детях и теперь с высоты прожитых лет оценили свои педагогические ошибки, оказывается во многом поучительным. Он высветил, в частности, еще один опасный подводный риф интенсивного раннего развития.
Ввиду того, что способным детям многое дается без особых усилий, они привыкают все делать с ходу. В результате у них не воспитывается волевое усилие, умение работать. Как правило, до 7-8-го класса они учатся без особого труда, а затем начинают отставать, так как не могут заставить себя заниматься. Одна из наших читательниц с горечью написала о сыне: "Кончить школу с отличием ему ничего не стоило, а на выпускном вечере медали вручали другим".
Вывод напрашивается сам собой: ребенка надо научить работать! Только труд может развить и укрепить способности, без труда невозможно достичь вершин совершенства.
Конечно, нужно всегда помнить, что даже самый способный ребенок-все-таки ребенок, а не взрослый. И ничто детское ему не должно быть чуждо!
Ему нужны игры, и обязательно соответствующие возрасту. Но если вам кажется, что он их "перерос", что они стали для него слишком примитивными, попробуйте обогатить их новым содержанием, усложнить. Но ровно настолько, насколько у ребенка хватит усилий, чтобы преодолеть эти трудности. Важно, чтобы в задании возникла для него проблемность, чтобы каждый раз с освоением нового он брал "новую высоту", чтобы шел активный поиск.
Ну, а когда же все-таки учить читать? Думаем, что в 5-6 лет будет не слишком рано, запаситесь терпением и - не проявляйте насилия!


Л. Н. ПАВЛОВА, кандидат психологических наук


 
Веселые обучалки, развивающие игры, потешки и скороговорки Семейный Меридиан, все для родителей: беременность, роды, грудное вскармливание, 
	  воспитание ребенка, детская психология, взаимоотношения женщины и мужчины, карьера, дружба, любовь, ревность Папашины заметки
На главную Статьи о воспитании Развивающие игры

Сайт для детей и родителей © 2012
счетчик посещений besucherzahler russian mail order brides
Hosted by uCoz