|
Ребенка
надо учить трудиться
| |
Раннее
интеллектуальное развитие детей стало скорее правилом, чем исключением.
Но родителей волнует вопрос, как к этому относиться. Принимать
как счастливый подарок судьбы? А может быть, радоваться нечему
и лучше иметь ребенка, развивающегося по общепринятым нормам?
Не теряет ли что-то малыш, рано приобретая знания, не слишком
ли дорога их цена, если он может поплатиться здоровьем или приобрести
в будущем характеристику человека "не от мира сего"?
А может быть, все опасения напрасны, и раннее развитие сыграет
положительную роль в формировании интеллекта?
Одни
родители утверждают, что раннее развитие зависит от врожденных
способностей ребенка, другие считают, что все дело в воспитании. Кто
же прав? Правы и те и другие, но только частично. Педагогика
не отрицает значения врожденных факторов, но ведущая роль в
психическом развитии ребенка отводится воспитанию. И здесь мы
подходим к главному вопросу: как воспитывать? Что должны взрослые
дать маленьким эрудитам и вообще всем детям, ибо, почти каждый
из них - потенциальный эрудит? |
Большинство
родителей считают само собой разумеющимся, что умственное развитие
- это запоминание букв, цифр, стихов и так далее. Им и в голову
не приходит, что истинно полезная для маленького ребенка, интеллектуально
развивающая его деятельность - это те на первый взгляд примитивные
занятия, которым они придают столь мало значения.
Ну чем, в самом деле, занято время малыша? Что он делает? Бросает
кубики, стучит ими друг о друга, сует в узкое отверстие широкий
предмет, пробует катать вместо шарика кубик...
Присмотритесь
к этим действиям повнимательнее, и вы поймете, что они несут в себе
важные функции. Играя, ребенок осваивает прямые и обратные действия:
открывает-закрывает коробку, насыпает-высыпает песок из ведра, собирает
и разбрасывает шарики, бросает и ловит мяч, снимает и надевает кольца
на пирамидку.
Он
познает свойства предметов (большой - маленький, твердый - мягкий,
легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар,
куб, круг, кольцо). Малыш узнает, что одновременно предмет не может
обладать взаимоисключающими свойствами, например, быть сухим и мокрым,
что свойства его относительны - большой мяч становится маленьким,
если его сравнивать с еще большим.
Понимание
и освоение мира приходят в решении сначала практических и лишь затем
- умственных задач. Эта последовательность объективна - человек
не может овладеть высшими формами мышления, перескочив через стадии
формирования более ранних. Прежде чем научиться оперировать образами
предметов, то есть выполнять действия в уме, необходимо иметь опыт
действия с ними в конкретной предметной ситуации.
У
детей второго года жизни анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные
операции еще неотделимы от практических действий с самим предметом,
с фактическим расчленением его на части, соединением элементов в
одно целое и т. д. В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный
характер. Но в его недрах постепенно формируется наглядно-образное
мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем - отвлеченное,
логическое.
Более
ранние формы мышления как бы свертываются, но не исчезают бесследно.
В нужный момент взрослый человек извлекает их из глубин своего сознания,
прибегая к ним избирательно в зависимости от сложности стоящей перед
ним задачи.
Мы говорим об этом, чтобы еще раз напомнить родителям, что нельзя
свести развитие всей интеллектуальной деятельности ребенка к запоминанию
33 букв алфавита и 10 цифровых знаков. Это не только "стратегически"
неглавные знания в обширной программе освоения окружающего мира,
это ничтожно мало по сравнению с тем, что он может и должен получить
от предметной практической деятельности.
Но,
скажут родители, мы же не заставляем ребенка читать? Он выучил буквы
сам. Значит, у него есть особая потребность в этом?
В
лаборатории раннего возраста НИИ дошкольного воспитания было проведено
многостороннее изучение потенциальных возможностей детей раннего
возраста, и в частности предпосылок раннего обучения чтению.
Работа велась в течение двух лет в яслях-саду № 406 Октябрьского
района Москвы. С детьми (с каждым отдельно) занимались воспитатели
под руководством автора этих строк. Занятия не превышали 5 - 7 минут
и прерывались по инициативе малыша, если он выражал желание закончить
их раньше.
В
процессе работы стало ясно, что ребенок 1,5 - 2 лет сам, то есть
без инициативы взрослых, выучить буквы не может, даже если они изображены
на кубиках, лото или на игрушках.
Как
же начинается первое знакомство с буквами? Ребенок рассматривает
замысловатые "узоры" - буквы, они вызывают его любопытство,
хотя он не стремится их запомнить. Запоминание начинается после
того, как взрослый неоднократно, регулярно, изо дня в день называет
буквы ребенку.
Малышу
помогают и сравнения начертаний буквы с реальными предметами: "о"
- кружок, бараночка; "у" - трубочка, дудочка и т. д. Наблюдается
и обратное явление, когда дети начинают отождествлять с буквами
предметы, похожие на их очертания. "Мою пол, а Сереженька (2
года 6 месяцев) смотрит на швабру и кричит: "Т, т, т".
Вначале я не поняла, что он хочет сказать, а потом догадалась -
он узнал очертания буквы "т" в швабре", - пишет одна
из матерей.
Точно
такое же явление наблюдали и описали другие родители. Для их ребятишек
турник во дворе стал буквой "п", веревка, натянутая между
двумя столбами, - "н", а маленькая Оксана (2 года 8 месяцев)
очертания букв стала находить даже... в откусанных ею кусочках хлеба!
Первые
две-три буквы малыш запоминает, прилагая определенные усилия, а
затем догадывается, что изображение, которое он рассматривает, должно
иметь название, так же, как и любая картинка - петушок, собачка,
кошка. Вот с этого момента он начинает, как это подметили многие
родители, требовать, чтобы взрослые назвали незнакомую букву. И
запоминает ее название так же, как названия всех предметов, которые
его окружают. Да и сами буквы не осознаются ребенком как графическое
изображение звуков родного языка, как элемент печатного слова. Для
маленького ребенка буква - это тоже предмет. Несколько позднее он
начнет находить знакомые буквы на вывесках, рекламах, в заголовках
газет.
Наше исследование показало, что практически все здоровые дети 2
- 3 лет способны запомнить алфавит, а в 3 - 3,5 года - научиться
читать отдельные слова.
И
все же этот опыт не позволяет нам рекомендовать раннее обучение.
Нужно принять во внимание, что наши занятия осуществлялись специалистами,
велись адекватными возрасту методами под строгим медицинским контролем.
В домашних условиях это невозможно. Бессистемное "натаскивание"
сопряжено для ребенка с известными нервными перегрузками, оно может
только помешать последующему обучению грамоте в старшие дошкольные
и школьные годы.
Конечно, из всего сказанного вовсе не следует, что надо отобрать
у ребенка книги, стараться, чтобы на глаза ему не попадались цифры.
Пусть
в игрушечном хозяйстве малыша остаются и кубики с буквами и сказки.
Пусть даже по его просьбе (только так!) вы и назовете ему букву
и поможете прочесть слово. Но обязательно организуйте его разнообразные
игры и занятия, прививайте ему любовь к непосредственной "трудовой",
предметной деятельности. Необходимо, чтобы уже на втором-третьем
году жизни малыш овладевал под руководством взрослых рисованием,
лепкой, аппликацией, конструированием. После года он понемногу начинает
конструировать несложные модели знакомых предметов: под руководством
взрослого строит башню, накладывая друг на друга одинаковые кубики
или кирпичики, выкладывает из них дорожки и т. д.
Дети
старше полутора лет могут конструировать мебель: диванчик из двух
кирпичиков, положенных плашмя, и двух, расположенных сзади; кроватку
из кирпичика, положенного плашмя, и двух, расположенных по краям.
Покажите ему, как строить два разных предмета, например, диван и
стол, кроватку и стул, отличающихся своей конструкцией.
С двух лет следует проводить занятия по рисованию и лепке. Взрослый
показывает ребенку, как можно на листе бумаги изобразить знакомые
ему предметы - мяч, шар, яблоко, апельсин и даже явления природы:
дождь капает, ручейки текут, снежок падает, солнышко светит. Важно
всячески поощрять в ребенке инициативу, творчество, не требовать
от него точного копирования образца.
Познакомьте
малыша со свойствами глины или размягченного пластилина, затем обучите
техническим приемам: отрывать, раскатывать, соединять. Первые его
поделки несложны: палочки, столбики, "колбаски", шарики,
затем баранки, колесики и более сложные - пирамидки, грибки.
Несколько позднее ребенку становятся доступны занятия с клеем и
бумагой, которые тоже могут дать много - малыш научится составлять
аппликации из геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.
Можно давать ребенку определенные задания: наклеить бусы, шарики,
мячи, фонарики, домик.
Если
у вашего малыша есть особое тяготение к музыке, рисованию, счету
и вы хотите, чтобы он нашел применение своим способностям в будущем,
позаботьтесь о том, чтобы его физическое здоровье позволило осуществить
этот план. Однако и здесь-никаких экспериментов! Пусть ребенок занимается
гимнастикой, выполняет соответствующие возрасту упражнения, но следите,
чтобы соблюдались апробированные и утвержденные нормы нагрузок.
Опыт тех читателей, которые рассказали нам о своих уже взрослых
(или взрослеющих) детях и теперь с высоты прожитых лет оценили свои
педагогические ошибки, оказывается во многом поучительным. Он высветил,
в частности, еще один опасный подводный риф интенсивного раннего
развития.
Ввиду
того, что способным детям многое дается без особых усилий, они привыкают
все делать с ходу. В результате у них не воспитывается волевое усилие,
умение работать. Как правило, до 7-8-го класса они учатся без особого
труда, а затем начинают отставать, так как не могут заставить себя
заниматься. Одна из наших читательниц с горечью написала о сыне:
"Кончить школу с отличием ему ничего не стоило, а на выпускном
вечере медали вручали другим".
Вывод
напрашивается сам собой: ребенка надо научить работать! Только труд
может развить и укрепить способности, без труда невозможно достичь
вершин совершенства.
Конечно,
нужно всегда помнить, что даже самый способный ребенок-все-таки
ребенок, а не взрослый. И ничто детское ему не должно быть чуждо!
Ему
нужны игры, и обязательно соответствующие возрасту. Но если вам
кажется, что он их "перерос", что они стали для него слишком
примитивными, попробуйте обогатить их новым содержанием, усложнить.
Но ровно настолько, насколько у ребенка хватит усилий, чтобы преодолеть
эти трудности. Важно, чтобы в задании возникла для него проблемность,
чтобы каждый раз с освоением нового он брал "новую высоту",
чтобы шел активный поиск.
Ну,
а когда же все-таки учить читать? Думаем, что в 5-6 лет будет не
слишком рано, запаситесь терпением и - не проявляйте насилия!
Л.
Н. ПАВЛОВА, кандидат психологических наук
|
|