|
Вредные
привычки
Что
же такое - вредные привычки?
Ваш
ребенок сосет палец или краешек одеяла? Грызет ногти? Употребляет
"неприличные" слова?
Подобные
"странности" в поведении восполняют неопытному человечку
недостаток положительных эмоций. За неимением лучшего, радость жизни
он начинает черпать, так сказать, из подручного материала. А как
же быть родителям? Чаще всего уговоры, пугалки и страшилок про микробы
не срабатывают. Ребенок клятвенно обещает не грызть ногти, не трогать
волосы, но все повторяется вновь и вновь. Причем малыш искренне
признается, что не знает, как это с ним случилось: "Пальчик
сам запрыгнул мне в рот, а я и не заметил…"
"Не
соси пальчик!"
Почему
малыш это делает?
С
этим сталкиваются чуть не в каждой семье. Назвать такое поведение
привычкой трудно. Это первый в жизни ребенка навык, первый рефлекс,
который дала ему сама природа и который, как ни странно, должен
быть удовлетворен. Радость от сосания детки получают с самого рождения,
когда их прикладывают к маминой груди, дают бутылку с водичкой или
даже пустышку. Эта процедура ассоциируется у крохи с комфортом и
безопасностью, малыш посредством сосания и голод утоляет, и успокаивается.
Если в раннем возрасте маленький свою потребность в сосании не удовлетворил,
впоследствии она непременно "выплывет" как привычка. Взрослея,
такой ребенок при любом дискомфорте, при малейшем чувстве тревоги
тянет палец в рот, грызет ручку или карандаш. А когда он станет
совсем взрослым, эта привычка приведет к курению. Существует мнение,
что тяга к табаку возникает, в том числе, и от нереализованности
сосательного рефлекса и привычке "засасывать" нервозность
и настороженность. Частые "перекуры" во время стрессовых
ситуаций очень наглядно подтверждают верность данного предположения.
Что
делать? (Рецепт для родителей)
Уважаемые
родители! Пока малыш не вырос, позволяйте ему сосать мамину грудь
или соску-пустышку без строгих ограничений. Однако и здесь необходимо
быть разумными. Это вовсе не означает, что дошкольных лет малыш
не должен расставаться с соской.
Любая вредная привычка - это не недостаток воспитания, это сигнал,
на который родители должны адекватно отреагировать. Как при решении
любой проблемы, нужно сначала понять ее причину, а после выбрать
оптимальное решение.
Ребенок,
пока он не пошел в школу, имеет ограниченный мир общения. Семья,
друзья, группа в детском саду - вот, пожалуй, и все окружение. События
внутри этого мира и становятся поводом для радостей или беспокойств
дошкольника. И чтобы понять, почему малыш нервничает, надо выяснить,
какие впечатления он получает. Начните с себя, с семьи. Именно "проблема
отцов и детей", а также лицезрение домашних неурядиц чаще всего
расстраивает кроху. Поэтому, чтобы отучить ребенка сосать палец
и обкусывать ногти, для начала восстановите спокойствие в семье.
Если у родных и близких все в порядке, займитесь детсадовским направлением.
Спросите воспитателя, нет ли у малыша проблем с детишками или с
самой воспитательницей. Кстати, отношения ребенка с приходящей няней
или бабушкой тоже могут вылиться в нервотрепку. И "голубой
экран" вовсе не успокаивает нервную систему малыша. Не важно,
что там показывают: новости или мультфильм, детскую передачу или
взрослый фильм - все это одинаково тормошит неокрепшую детскую психику.
Просмотр телевизора должен отнимать у ребенка не более 15 минут
в день. Беспокоить маленького может также невнимание к нему родителей
или слишком сильная опека. Недостаток ласки компенсировать довольно
легко. Постарайтесь почаще обнимать свое сокровище, целуйте его,
гладьте: по спинке, плечикам, ручкам, по голове. Многим папам и
мамам трудно порой даже сказать крохе: "Я так тебя люблю, я
так рад(а), что ты мой ребенок!"
Взрослые,
не бойтесь избаловать ребенка ласковыми словами и не стесняйтесь:
это довольно просто, только постарайтесь. Попробуйте сделать это
один, два, три раза специально. Поверьте, очень скоро ласка и нежность
станут для вас абсолютно естественным выражением ваших чувств.
Почаще
разговаривайте с ребенком, играйте в его игры. В то же время слишком
опекать карапуза тоже не стоит. Как и перегружать его день умственными
занятиями (языки, музыка, математика, спортивные секции и т. д.),
до которых малыш просто не дорос. Они вызывают слишком сильное нервное
напряжение, ослабить которое ребенок может лишь вышеупомянутым "нетрадиционным"
способом. Старайтесь больше, а главное, глубже общаться с малышом.
Напитайте ваши отношения эмоциями. И не придавайте этой привычке
большого значения, чтобы ребенок не чувствовал себя виноватым (это
только усугубит проблему).
"Не
грызи ногти!"
Почему
малыш это делает?
По-видимому,
механизм этой привычки примерно такой же, как и в случае с сосанием
пальца. Существует теория о том, что, грызя ногти, человек как бы
пытается причинить вред самому себе.
В
любом случае причина этой вредной привычки, скорее всего, та же
самая: детская нервная система находит себе "успокоительное"
лекарство. "Когда я грызу ногти, мне не так страшно",-
говорит малыш. А почему - он и сам не понимает. Хорошо, когда рядом
терпеливые, грамотные и понимающие родители.
Что
делать? (Рецепт для родителей)
Если
с причиной покончено, можете смело заняться следствием, то есть
самой привычкой. Не стоит по совету бабушек мазать пальчик карапуза
перцем или горчицей, а уж тем более бить ребенка по рукам. Может
и отучите кроху сосать палец или грызть ногти. Но
проблема останется и непременно выльется в какую-то другую "вредину".
Именно поэтому так важно начать с избавления ребенка от раздражающих
моментов. Увидев, что кроха грызет ногти - в общем, делает то, от
чего вы хотели бы его отучить, молча, спокойно, без рывков, одергиваний
и резких движений отведите его пальчик ото рта, лица. Если малыш
опять повторяет жест, повторите и вы свой, все с тем же невозмутимым
спокойствием. Ребенок проявляет настойчивость - переключите его
внимание на другое действие: отвлеките его лаской, щекотанием, игрой,
даже банальным "Во-о-он какая птичка полетела!" и опять
отведите ручку.
Не
задабривайте подарками, конфетами, потаканием его желаниям. И не
реагируйте на детскую привычку агрессивно, с криками и рукоприкладством.
Так "вредина" у него только закрепится. Более того, подобные
поступки дают маленькому человечку возможность манипулировать вами.
В
дошкольные годы ребенок изучает мир, реакцию взрослых на свои действия,
определяя, хорошо он поступает или нет. Истерику и негативную реакцию,
если ребенок делает это нарочно, не надо замечать. Не говорите ему:
"А ну прекрати орать, немедленно встань и замолчи!" Прямо
противоположный вариант вроде "Не плачь, деточка, на пряничек"
тоже не подходит. Кроха ведь сразу фиксирует: чтобы мне сделали
приятно, надо сделать им неприятно, например начать грызть ногти.
Позднее это может вылиться в полное непослушание, непонятную жестокость,
опасное хулиганство, воровство и прочие ужасы.
"Не
говори "плохие" слова!"
Почему
малыш это делает?
Услышав
где-либо новое слово, не важно - хорошее или плохое, детям хочется
его повторить, хотя бы для того, чтобы посмотреть на реакцию окружающих.
Когда они только начинают говорить, слова для них - это просто сочетания
звуков, то есть чаще всего они даже не понимают смысла произносимого.
Обычно родители бывают удивлены и шокированы, услышав ругательства
из уст своего "невинного младенца". А сообразительные
дети, увидев нашу реакцию на использование слова, начинают повторять
его снова и снова. Некоторые
малыши с удовольствием дразнят мам и пап, чтобы лишний раз привлечь
к себе "взрослое" внимание.
Что
делать? (Рецепт для родителей)
Ругать
малышей за употребление нецензурных или просто грубых слов бесполезно
- скорее всего, это про-
изведет обратный эффект, ребенку захочется повторить это слово еще
раз, чтобы проверить вашу реакцию. Не стоит также говорить, что
это слово можно употреблять только взрослым. Вполне вероятно, детям
захочется показать, что они уже взрослые и не боятся быть "плохими".
Бывает, что дети слышат ругательства от своих родителей, запоминают
их и, подражая родителям, употребляют в своей речи. Если вдруг у
вас сорвалось с языка нецензурное выражение - не смотрите на ребенка
испуганными глазами. Если чадо увлечено игрой, то можно, скорее
всего, не волноваться. Если же вы уверены, что ребенок наверняка
слышал, что сорвалось у вас с языка, тогда вам придется провести
разъяснительную работу. Расскажите, что есть слова-обидчики, есть
слова-разбойники, они причиняют людям боль, и вам очень не хочется,
чтобы любимое дитя стало злым человеком. А сами постарайтесь следить
за своей речью в присутствии ребенка. Если
малыш явно ждет вашей реакции на свою "ненормативную лексику",
лучше не делать вид, что вы внезапно оглохли. Расскажите ребенку,
как вы относитесь к таким словам. Как вы любите своего малыша и
как не хотите, чтобы нехорошие слова в нем жили.
Универсальные
средства от детских навязчивых привычек и мыслей о борьбе с ними:
1.
Простое человеческое общение.
2.
Свежий воздух, совместные прогулки на природе.
3.
Хорошая музыка, танцы и песни.
4.
Движение - игра в снежки или лыжная прогулка, купание в море или
бег с препятствиями.
5.
Творчество.
6.
Интеллектуальное развитие. Стихи, проза, математика и все науки.
7.
Мягкие игрушки, колыбельные и добрые сказки.
8.
И еще раз общение. С любящими и любимыми людьми.
|
|