|
Минуты
радости
Встречаясь,
молодые мамы оживленно ведут никогда не надоедающий им разговор:
"Мой уже улыбается..." "Моя сама бутылочку держит..."
"А мой..." "А моя..."
И
вам тоже, конечно, случалось вступать в такие беседы, и, возможно,
вы приходили домой огорченная: у кого-то девочка в шесть месяцев
отлично сидит, а ваша-еще не умеет, чей-то мальчик всегда съедает
свою порцию до конца, а ваша дочка-нет.
Мы
уже упоминали о том, что средние нормы питания, веса, роста-ориентиры,
не исключающие индивидуальных колебаний. То же самое можно сказать
и о развитии различных умений ребенка. Здесь не может быть точной
шкалы-всякий человек, в том числе и самый маленький, имеет право
на какие-то личные особенности.
Один
младенец лучше ест и спит, но несколько флегматичен; другой слишком
беспокойный, зато живой и энергичный; третий рано научился держать
головку, а на животе почему-то лежать не любит.
Все
разные, каждый в чем-то уступает другому, в чем-то превосходит.
Это естественно. Огорчаться не надо. Но, замечая особенности ребенка,
вы должны руководить его развитием, добиваться гармонии.
Вы
дали ребенку жизнь, а теперь создаете Человека. Это долгий и нелегкий
труд, но ваши руки, ваш ум и сердце никогда от него не устанут.
Врожденные качества организма-канва. А самый рисунок создается воспитанием,
окружающими условиями.
Позднее
в жизнь ребенка войдут детский сад, школа, множество других влияний
и воздействий. А пока родители-главные властелины его судьбы! И
именно сейчас, на первом году жизни, вы можете сделать очень многое
для его будущего.
Современная
наука предлагает вам могучие средства укрепления детского организма.
Знаете ли вы обо всех этих средствах? Достаточно ли правильно оцениваете
их?
Досадно,
что даже очень внимательные матери, не отступающие от советов врача
о питании и режиме дня ребенка, довольно небрежно выполняют рекомендации,
касающиеся массажа или гимнастики.
Движение-насущная
потребность детского организма. Разве не подсказывал вам это и сам
малыш, когда, освобожденный от пеленок, начинал быстро-быстро двигать
ручками и ножками? Но, конечно, этих редких минут свободы для него
недостаточно. К тому же один, без вашей помощи, он еще ничего не
умеет.
Педиатры
и физиологи разработали специальные комплексы физических упражнений
для грудных детей. Многолетние
наблюдения подтвердили, что гимнастика усиливает обмен веществ,
а ведь интенсивный обмен-главное условие роста детского организма.
Упражнения укрепляют мышцы, предупреждают нарушения осанки, способствуют
лучшему кровоснабжению органов и тканей, развитию легких, сердечно-сосудистой
системы.
Некоторые
физиологи не без оснований утверждают, что именно физическая активность
в раннем возрасте закладывает основу долголетия.
Не
зря говорят: упражняя мышцы, мы укрепляем нервы. К детям это относится
больше, чем ко взрослым. Чем младше ребенок, тем теснее связь между
его моторикой (то есть движениями) и психической деятельностью.
Не случайно же в медицине принят термин "психомоторное развитие",
не случайно о состоянии нервной системы ребенка врач судит прежде
всего по его двигательной активности: когда начал держать головку,
поворачиваться, садиться, вставать, взял в руку игрушку.
Впечатления
внешнего мира побуждают ребенка к первым проявлениям физической
активности: за движущимся предметом хочется последить, на звук-повернуть
голову, к появившейся в поле зрения игрушке-потянуться. А когда
лучше отработаны движения, когда можешь, например, самостоятельно
сесть или встать, увеличивается "кругозор", больше становится
приток впечатлений, есть о чем поразмышлять...
Как
видите, физическое воспитание-необходимое условие гармонического
развития, фундамент всего того, что вы, несомненно, хотите видеть
в своем ребенке: здоровья, красоты, ума.
Гимнастику
и массаж начинают обычно с полутора-двух месяцев; есть комплексы
для самых крошечных-от полутора до трех, затем-от трех до четырех,
от четырех до шести, от шести до девяти, от девяти до двенадцати
месяцев. Все приемы и упражнения вам покажут в детской поликлинике.
Обязательно занимайтесь с ребенком!
Занятия
доставят много радости и вашему малышу и вам. Это-один из уроков
взаимного понимания и доброго согласия, минуты, когда ребенок учится
узнавать материнские интонации и жесты, доверяться материнским рукам,
таким теплым, надежным. Вот вы положили его на бочок и провели двумя
пальцами по обеим сторонам позвоночника, от ягодиц к плечам-и малыш,
как котенок, прогибает спинку. Вот взяли его под мышки, повернув
лицом к себе, и "поставили" так, чтобы стопы коснулись
твердой поверхности,-и он выпрямляет ножки, точно пританцовывая.
Вот прикоснулись, легко надавливая, к стопе у основания пальчиков-они
согнулись; провели по краю стопы до пятки-они разогнулись...
Все
это пока естественные рефлексы, но чем дальше, тем больше и больше
будет в упражнениях активности ребенка, его самостоятельной работы.
Протяните
ему, лежащему на спине, указательные пальцы, он тут же крепко обхватит
их ручонками и, напрягая свое маленькое тельце, сядет. Лежащий на
животе, он также с готовностью возьмется за ваши пальцы; вы потихоньку
разогнете его ручки, отводя их слегка назад, и он, точно понимая,
чего вы от него ждете, встанет на колени.
Если
вы занимаетесь правильно, ребенок во время массажа и гимнастики
пребывает в отличном настроении. И вы тоже в эти минуты отдохнули,
отключились от всех забот, целиком погрузившись в этот огромный,
прекрасный мир, имя которому-ребенок.
|
|