|
Ребенок
плохо спит
Как
известно, нарушения сна у детей в наш нервный век наблюдаются не
так уж редко. Они носят разнообразный характер: то ребенок не может
долго уснуть, ворочается с боку на бок, капризничает, малейший шум
- и он тотчас же пробуждается; то засыпает сразу, но рано просыпается,
встает вялым, разбитым.
Нарушения
сна отмечаются обычно у детей, страдающих неврастенией, то есть
расстройством нервной системы, которое сопровождается повышенной
умственной и физической утомляемостью, раздражительностью, снижением
памяти, головными болями, подавленным настроением.
Развивается
неврастения чаще всего на фоне конфликтных ситуаций в семье, несоблюдения
режима отдыха, питания, при слишком больших нагрузках, а отсюда
возникает и перенапряжение нервной системы. Многие родители, стремятся
во что бы то ни стало обучать малыша музыке, живописи, иностранным
языкам и т. д. Особенно трудно приходится детям, которые уже пошли
в школу, - ведь все эти "хобби" родители навязывают им
сверх школьной программы, "которая теперь и без того изрядно
насыщена. Конечно, и для здоровых детей подобные перегрузки оказывают
вредное влияние, а вот для физически ослабленных ребятишек или страдающих
хроническими болезнями, они могут обернуться неврастенией. Такое
случилось с одиннадцатилетним Костиком.
Мальчик
стал часто жаловаться на головные боли, потом мать заметила, что
он быстро устает, вечерами с трудом засыпает: лежит подолгу с открытыми
глазами, ворочается, никак не найдет удобной позы. А во сне беспокоен,
вскрикивает, вздрагивает, часто просыпается. Утром неохотно встает,
отказывается завтракать, уходит в школу в подавленном настроении.
На уроках рассеян, на замечания учителей реагирует болезненно, плачет,
у него снизилась успеваемость. И вот мать с ребенком на приеме у
врача. Подробный опрос и осмотр позволили специалисту выявить у
мальчика четкие признаки неврастении. На какой почве? Год назад
Костя перенес инфекционную желтуху, долго лечился в больнице и отстал
от школьной программы. Чтобы наверстать упущенное, ему пришлось
усиленно заниматься. В этот период мальчик мало гулял, даже в воскресные
дни сидел за учебниками. А тут еще между родителями начался конфликт:
отец зачастил домой пьяным, дебоширил. Костя тяжело переживал сложившуюся
в семье обстановку. Все эти факторы и послужили толчком к развитию
неврастении, к довольно стойкому нарушению сна.
У
детей старшего дошкольного и школьного возраста, страдающих неврастенией,
расстройство сна иногда проявляется так называемым "лунатизмом".
Среди ночи ребенок с открытыми глазами, но не просыпаясь, встает
с постели, молча ходит по комнате, не. замечает родителей. Иногда
он открывает двери, переставляет или перебирает вещи, затем возвращается
к кровати и ложится спать. Если его окликают, он даже может кратко
и односложно ответить. Утром же, как правило, совершенно ничего
не помнит.
Бывает
и такой, к счастью, редкий вид нарушения сна у детей - повышенная
сонливость. Обнаруживает она себя следующим образом: ребенок внезапно
засыпает на несколько минут на занятиях в школе или во время поездки
в транспорте, даже при ходьбе. Подобное состояние наблюдается тоже
при поражениях центральной нервной системы, обусловленных перенесенными
инфекционными заболеваниями, эндокринными расстройствами, черепно-мозговой
травмой и т. д. Помочь тут может только врач-невропатолог или психоневролог.
Да и вообще любой вид расстройства сна требует компетенции специалиста,
ибо необходимо детально обследовать ребенка, выяснить его наследственность,
семейную обстановку и другие отрицательно влияющие на его здоровье
факторы.
Родители
должны твердо усвоить: давать малышу снотворные либо другие лекарства
без назначения лечащего врача ни в коем случае нельзя. А вот организовать
режим дня - этот важнейший фактор правильного нервно-психического
развития ребенка и наипервейший профилактический элемент- целиком
во власти родителей. Прежде всего, надо отвести строго определенное
время для сна и бодрствования. Поскольку нарушения сна бывают даже
у грудных детей, а это сигнал, идти немедленно за помощью к врачу,
напомню: новорожденные должны спать 20-22 часа в сутки; 2-3-месячные
- 16-18 часов, из них 10 -11 - ночью. С полугода до 9-10 месяцев
на сон отводится 15-16 часов, из них 5-6 (в три периода по полтора-два
часа) - днем. В дальнейшем время бодрствования постепенно увеличивается.
С полутора лет малыш опит днем один раз около 3 часов, ночью-13-14
часов.
Глубина
сна детей зависит от предшествующих ему условий. Чтобы малыш быстрее
засыпал, и сон его был крепким, надо хорошо проветрить комнату,
днем - затемнить ее, позаботиться о полнейшей тишине. Часа за полтора-два
до сна необходимо создать ребенку спокойную обстановку - избегать
шумных, возбуждающих игр, не читать "страшных" сказок,
не разрешать смотреть телевизионные передачи, за исключением специальной,
детской. Школьникам - не зачитываться допоздна. Укладывать спать
ребенка любого возраста нужно всегда в строго определенное, одно
и то же время. Самых маленьких перед сном не следует брать на руки,
класть к взрослым в постель, укачивать. Особенно четко надо следить
родителям за режимом сна школьников, прививать им этот порядок.
Спать дошкольникам положено 9-10 часов, причем им следует обязательно
соблюдать постоянное время отхода ко сну. Надо постараться, чтобы
это стало у ребят привычкой на всю жизнь, предупреждающей возможную
бессонницу.
Соблюдение
столь несложных мер обеспечит правильное развитие детей, создаст
им бодрое жизнерадостное настроение. А это лучший залог здоровья
и полноценного она.
Ю.
МАЛЫШЕВ,
кандидат
медицинских наук.
|
|