|
Отставание
в развитии
Последствия асфиксии или другие
расстройства могут не заявлять о себе никакими явными симптомами,
проявляясь лишь в отставании психофизического развития.
Памятуя,
что небольшие отклонения от общих, средних стандартов возможны и у
вполне здоровых детей, следите все же за темпами развития своего малыша.
Все ли благополучно в этом плане?
Напоминаем,
что здоровый ребенок к полутора-двум месяцам хорошо удерживает головку
в вертикальном положении. К двум-улыбается в ответ на обращенную к
нему ласковую речь взрослого; следит взглядом за движущейся игрушкой.
К трем-лежит на животе, выгибая спинку и опираясь на руки, хорошо
упирается ножками в твердую плоскость. К четырем-тянется руками к
висящим над грудью игрушкам, ощупывает и захватывает их, а к пяти
уже берет поднесенную ему игрушку и может ее долго удерживать.
В
шесть месяцев малыш начинает ползать, в восемь-девять, придерживаясь
руками за барьер, самостоятельно встает, переступает вдоль барьера,
в 11 уже самостоятельно стоит, к году начинает ходить, произносит
около десятка коротких слов, выполняет по просьбе взрослого простые
действия.
Отставание
в развитии, причем значительное, иногда объясняется какими-либо общими
заболеваниями, например, рахитом; оно может быть следствием плохого
ухода за ребенком. Но не исключена и причина более серьезная-поражение
центральной нервной системы.
Все
явления, о которых мы рассказали, должны заставить родителей обратиться
к врачу. И не медля, не откладывая, не уповая на то, что ребенок "перерастет",
что это у него "младенческое"!
Весьма
серьезные причины заставляют настаивать на срочной консультации: дело
в том, что первый год жизни-время, когда лечение может быть наиболее
эффективным. Незрелость мозга новорожденного обусловливает, как мы
уже говорили, его повышенную уязвимость. Но эта же незрелость дает
и надежды на восстановление нарушенных функций.
В
первые месяцы жизни происходит совершенствование не только нервных
клеток, но и нервных волокон-проводящих путей, которые связывают головной
мозг с мышцами, с органами чувств. У интенсивно развивающегося мозга
особенно велики компенсаторные возможности. Компенсация происходит
за счет усиленного роста мельчайших кровеносных сосудов-капилляров,
обеспечивающих питание поврежденных участков, за счет мощного роста
уцелевших отростков нервных клеток и увеличения связей между ними.
Наконец, в раннем возрасте "специализация" отдельных областей
коры головного мозга еще не завершена и потому легче происходит замещение
функций, когда неповрежденные участки берут на себя обязанности поврежденных.
Компенсаторные процессы протекают, конечно, гораздо интенсивнее, если
их поддерживают специальными лечебными мерами. Вот
почему в борьбе с последствиями поражений мозга дорог буквально каждый
день. Вот почему потеря времени может быть невосполнимой.
Своевременное
обследование и, если в этом есть необходимость, консультация нескольких
специалистов помогают поставить правильный диагноз, назначить лечение.
Воспитывая
своего малыша, учитесь и сами быть наблюдательной, чуткой к малейшим
отклонениям в его состоянии. Не надо излишней нервозности и паники,
но недопустимо и неоправданное спокойствие. Не будьте глухи к сигналам
тревоги! |
|