|
Изменения
артериального давления у детей
Профессор М. Я. Студеникин,
директор Института педиатрии АМН РФ
"Сыну
в поликлинике измерили давление, и оно оказалось повышенным,- беспокоится
отец одного из моих пациентов.- Может ли быть у двенадцатилетнего
ребенка гипертоническая болезнь? И что станет с мальчиком дальше?
Пока он чувствует себя почти нормально, но неужели его ждут такие
же тяжелые гипертонические кризы, как у меня? Когда мы росли, нам
никакого давления не измеряли, в поликлинику особенно не водили,
лекарств не давали. Может, так оно и лучше? Я в детстве и слыхом
не слыхал ни о какой гипертонии, впервые она меня здорово подкосила
в 48 лет".
Сомнения,
звучащие в письме, довольно характерны, и поэтому хотелось бы подробнее
побеседовать на эту интересующую многих тему.
Когда
возникает необходимость обследования ребенка, проведения каких-либо
анализов или проб, мы подчас слышим от родителей: "Стоит ли?
Вроде ничего у него не болит..."
Говорят
так, конечно, не потому, что мало беспокоятся о здоровье детей,
а потому, что не вполне представляют себе, для чего бывают иногда
необходимы подобные исследования и какие важные данные о состоянии
ребенка можно с их помощью получить.
Современные
диагностические методы позволяют обнаруживать скрытые, не имеющие
пока внешних признаков заболевания, а значит, и начинать с ними
борьбу еще до того, как они успевают принести серьезный ущерб организму.
Да и не только о заболевании речь. Отклонения в развитии, какие-либо
нежелательные физические или психические особенности сравнительно
легко исправить, если они рано замечены.
Организм
ребенка пластичен, податлив, гораздо более легко "управляем",
чем организм взрослого человека. Вот почему предупреждение хронических
заболеваний, создание устойчивости к ним на будущее наиболее целесообразны
и перспективны именно в детском возрасте.
Возвращаясь
к тревогам автора письма, мы можем сказать ему: невозможно заочно
судить, было ли повышение артериального давления у мальчика случайным,
или оно действительно явилось признаком гипертонической болезни.
Но если это болезнь, то тем более важно, что она обнаружена. Именно
потому, что ее удалось обнаружить рано и, значит, рано начнется
лечение, можно надеяться, что ребенку, когда он станет взрослым,
не будет грозить тяжелое состояние.
Истоки
гипертонической болезни надо искать в детском возрасте, когда интенсивно
формируются особенности характера, нервной системы, психоэмоциональной
сферы.
Опасно ли повышение или понижение артериального давления у детей?
Почему возникают подобные отклонения?
Группа
научных сотрудников института проверила артериальное давление почти
у 11 тысяч детей и подростков от 7 до 17 лет. У части обследованных
была выявлена сосудистая дистония гипертонического типа (повышение
артериального давления). Оказалось далее, что число этих нарушений
увеличивается с возрастом. Чаще всего артериальное давление повышается
у детей в период полового созревания, и особенно в тех случаях,
когда созревание идет бурно, интенсивно. Понижение артериального
давления, как показали наблюдения, возникает у детей и подростков
несколько реже.
Группу
детей, у которых были выявлены подобные нарушения, тщательно обследовали,
привлекли различных специалистов - отоларинголога, окулиста, невропатолога,
эндокринолога, нефропатолога, уролога. Ребятам были сделаны электрокардиограммы,
рентгеноскопия грудной клетки, а также различные анализы, позволяющие
судить о функции почек, характере обмена веществ, деятельности желез
внутренней секреции.
В
результате удалось установить, что в некоторых случаях повышение
артериального давления представляет собой лишь симптом других заболеваний.
У 15 детей (из 321) были обнаружены, например, врожденные или приобретенные
изменения почек, которые и стали источником артериальной гипертонии.
Этот частный симптом, повлекший за собой дальнейшую цепь поисков,
помог обнаружить первоисточник зла и начать целенаправленное лечение.
Причиной
повышения артериального давления могут быть и ревматизм, и нарушения
функций эндокринной системы, и повторные острые инфекционные заболевания.
В подобных случаях артериальная гипертония имеет как бы вторичный,
производный характер. На научном языке ее называют симптоматической.
Собственно
гипертоническая болезнь у детей протекает более мягко, чем у взрослых.
Проявляется она повышенной утомляемостью, раздражительностью. Дети
жалуются на головную боль, слабость, головокружение. Эти ощущения
нестойки, обычно возникают в конце учебного дня или недели, во время
трудной контрольной работы и исчезают после кратковременного отдыха,
прогулки. Нарушению самочувствия иногда предшествует волнение, переживание,
какой-либо конфликт в школе или дома.
Главной
причиной гипертонического состояния у детей, несомненно, является
нервно-психическое напряжение, неправильный режим жизни. Характерно,
что у школьников Москвы артериальная гипертония обнаруживалась чаще,
чем у их сверстников, живущих в Московской области. Объясняется
это, несомненно, тем, что сельские ребята бывают на воздухе больше,
чем их московские сверстники; в школу, как правило, ходят пешком,
получают меньше утомительных, будоражащих впечатлений. Ритм их жизни,
более спокойный, двигательная нагрузка, а следовательно, и тренировка
сосудов более постоянны.
Немалую
роль в возникновении гипертонического состояния играет умственное
переутомление. Это очень наглядно показало обследование воспитанников
специализированной школы-интерната с математическим - уклоном. Детей,
имеющих повышенное артериальное давление, оказалось здесь почти
втрое больше, чем в обычных школах.
Из
этого не следует делать вывод, что обучение в подобной школе вообще
вредно. Весь вопрос в том: посильна или непосильна нагрузка, соответствует
ли она индивидуальным возможностям ребенка? Если он действительно
одарен особыми математическими способностями (а именно для таких
детей и создают специализированные учебные заведения), то учиться
ему интересно, необременительно, испытывать чрезмерное напряжение
не приходится. Но детям, не обладающим нужными способностями, учение
в таких школах, естественно, дается с трудом. К большой нагрузке
прибавляются постоянное волнение, неудовлетворенность, боязнь оказаться
в числе неуспевающих учеников.
Мы
настоятельно советуем родителям: не гонитесь за модой, не пытайтесь
определять детей в математические, языковые, музыкальные школы,
если у них нет к этому особых склонностей! Поступая так, вы ставите
ребенка в трудные условия и можете в результате серьезно подорвать
его здоровье.
Конечно,
не у всех детей, испытывающих перегрузку, обязательно повышается
артериальное давление, точно так же, как, допустим, не все дети,
бывшие в контакте с инфекционным больным.
Всякое
неблагоприятное воздействие проявляется тогда, когда не находит
достаточно энергичного противодействия. А противодействием, возникновению
гипертонического состояния служат нормальная реактивность организма,
уравновешенная нервная система, оптимистичный, мягкий склад характера.
Нигде
связь нервно-психических особенностей личности со здоровьем не проявляется
так ярко, как в области сердечно-сосудистых заболеваний. И потому
правильное воспитание ребенка, стремление к тому, чтобы он рос жизнерадостным,
общительным, необидчивым, доброжелательным, становятся и важной
мерой профилактики. Когда врачи говорят взрослому или даже пожилому
человеку: "Не волнуйтесь по пустякам",- то ему уже трудно
это сделать, трудно перестроить свою эмоциональность, свои оценки
тех или иных явлений. Но у ребенка можно воспитать правильное восприятие
жизни. Сделав это, родители дадут ему неоценимое преимущество во
всех ситуациях, в том числе и в борьбе с болезнями.
О
лечении детей, страдающих нарушением артериального давления. Здесь
общих, а тем более заочных рекомендаций быть не может. Все должен
решить врач после тщательного обследования. Но одно несомненно:
независимо от того, назначены лекарственные препараты или нет, ребенок
должен находиться под постоянным медицинским наблюдением.
|
|