|
|
|
По
сравнению с первыми месяцами жизни ваш ребенок настолько изменился
и вырос, приобрел столько новых навыков и умений, что вам
он кажется совсем большим. Действительно, период максимальной
уязвимости организма уже миновал. Но не забывайте, что малыш
все еще очень чувствителен к любым вредным воздействиям. Поэтому
уход за ним должен быть по-прежнему очень тщательным.
Соблюдайте
режим питания. Одни дети и к году остаются на пятиразовом
кормлении, другие отказываются от вечерней порции молока или
кефира. Это небольшое отступление вполне допустимо. А вот
спешить с расширением меню, давать годовалому ребенку колбасу,
сосиски, шоколадные конфеты нельзя.
Нервная
система малыша очень ранима, он быстро устает. Поэтому обязательны
два дневных сна.
Ежедневная
гимнастика и закаливающие процедуры ребенку необходимы, они
помогают повышать защитные силы растущего организма.
Развитие
речи
К году малыш, как правило,
произносит 10-15 слов, а то и больше. Но есть дети-"молчальники",
которые к этому сроку по-прежнему повторяют только отдельные
слоги или говорят два-три односложных слова. Такое отставание
не должно вас волновать, если ребенок понимает речь окружающих.
А проверить это можно, давая ему задания: "найди мячик",
"покачай куклу", "помаши ручкой". Разговаривайте
с ребенком, называйте окружающие предметы, поясняйте свои
действия, когда кормите его, умываете или одеваете: "Сейчас
будем есть вкусную кашу", "Надо помыть ручки",
"Надевай кофточку".
Нередко
ребенок пытается объясняться жестами. Такую форму общения
не надо поощрять-это может тормозить развитие речи.
Как
бы вы ни были заняты, найдите время, чтобы спокойно, неторопливо
поговорить с малышом. Можно рассказывать ему самые простые,
короткие сказки типа традиционной "Курочки рябы"
или "Репки", рассматривать с ним яркие картинки
в детских книжках.
Маленький
ребенок, даже если его словарь отстает от нормы, очень интересный
собеседник и, главное, удивительно благодарный и доверчивый
слушатель!
|
Обеспечьте
безопасность!
Малыш уже ходит или начинает
ходить сам, без посторонней помощи. Учтите, что годовалый ребенок-неутомимый
исследователь и экспериментатор. Все, что он сможет поднять с полу,
он подымет и наверняка попытается попробовать на вкус. Все, что
ему удастся стащить со стола, с полок, из неосмотрительно оставленного
открытым шкафа, он стащит, опрокинет на себя, перевернет...
Статистика
свидетельствует, что подавляющее большинство несчастных случаев
с детьми до трех лет происходит именно дома. Как обеспечить безопасность
ребенка?
Запреты,
предупреждения типа "Не тронь!", "Не бери!",
"Не лезь!" обычно оказываются малодейственными. От этого
метода воспитания необходимо отказаться и по другим соображениям:
педагоги и врачи-невропатологи утверждают, что частые и постоянные
запреты делают ребенка малоинициативным, плохо отражаются на его
нервной системе.
Как
же быть? Прежде всего постарайтесь, чтобы в доступном ребенку окружении
было как можно меньше запретного, чтобы он не мог оказаться в опасной
ситуации. Уберите подальше лекарства, различные химикалии, колющие
и режущие предметы. Чайники, чашки с горячим чаем, кастрюли ставьте
так, чтобы ребенок не мог до них дотянуться. Обязательно оградите
электрические розетки-дети очень охотно суют в них пальчики, втыкают
в отверстия металлические предметы, а это грозит смертельной опасностью.
Разумеется,
обойтись вовсе без запретов не удается. Но если слово "нельзя"
ребенок будет слышать не слишком часто, оно прозвучит для него внушительнее
и лучше запомнится.
Прививайте
детям гигиенические навыки
Приобретенные
в детстве привычки становятся второй натурой, потребностью человека.
Навыки
чистоплотности легко прививаются ребенку, если родители следят за
тем, чтобы у него были всегда чистые руки, лицо, нос, одежда. У
ребенка 2-3 лет в карманчике всегда должен быть носовой платок.
Первое время ему надо напоминать, чтоб он вытирал нос, а затем он
сам будет при надобности пользоваться носовым платком. Чтобы ребенок
не боялся умываться и купаться, а любил эти процедуры, необходимо
проводить их очень осторожно, следить, чтобы вода при мытье рук
не попадала в рукава, предоставлять ему некоторую самостоятельность,
например, позволять самому вымыть руки, лицо, при купании помыть
ноги, живот.
У
ребенка старше 2 лет должно быть отдельное небольшое полотенце,
которое надо вешать низко, чтобы он сам мог доставать его. Салфетка
и нагрудник, который подвязывают ребенку во время еды, должны также
храниться в доступном, для него месте. Это вырабатывает у ребенка
привычку к порядку.
Режим
дня
Прежде всего напомним о важности
соблюдения режима дня. Это особенно необходимо детям раннего возраста,
так как их нервная система еще очень неустойчива, легковозбудима.
Читать
далее
Питание
детей старше года
С ростом ребенка изменяются
и потребности организма в количестве и качестве пищи и возможности
ее усвоения.
Ребенок старше года уже умеет хорошо жевать; увеличивается: активность
пищеварительных соков, развивается вкусовой анализатор. Все это
позволяет обогащать и разнообразить рацион.
Читать
далее
Ребенок
идет в ясли
Семейный совет состоялся,
решение принято, документы оформлены - малыш зачислен в ясельную
группу детского сада и завтра впервые отправится туда.
Читать
далее
Посей
привычку
Когда ребенок был еще совсем
маленьким, вам хотелось от него только одного: чтобы он спокойно
спал, хорошо ел, нормально прибавлял в весе. Но вот ему скоро год.
Все больше и больше вырисовывается личность человека.
Читать
далее
Ребенок
за столом
Вашему
малышу исполнился год. Теперь он уже не грудной, он перешагнул первый
важный рубеж своей жизни и вступил в новый возраст, который называют
ранним, или ясельным.
Читать
далее
|
|